Рейхет Виктор Иосифович

К 100-летию со дня рождения художника Виктора Иосифовича Рейхета 18 августа 1922 года

РЕЙХЕТ ВИКТОР ИОСИФОВИЧ (1922 – 2000)


Виктор Иосифович Рейхет – живописец, автор портретов, пейзажей, полотен на военно-исторические темы. Родился на Украине в немецкой семье, имевшей дворянские корни. С детства общался с близкими по-немецки, что, возможно, стало одной из причин некоторой двойственности его мировосприятия. Увлечение живописью началось в 1938-1940 годах, кода он учился на физмате Одесского университета. Началась Великая Отечественная война и в 1942 году курсантом авиатехнического училища он ушел на фронт. С войсками Центрального и Украинского фронтов дошел до Румынии и Венгрии и встретил победу в освобожденной Вене. После войны окончательно утвердился в желании стать художником. В 1946 году поступил в Одесское художественное училище, затем в ИЖСА им. И.Е. Репина, где в 1949-1955 годах учился у В.В. Соколова, В.М. Орешникова, и А.А. Мыльникова

С 1955 года – член ЛОСХ и участник выставок. Заслуженный художник РСФСР. В 1975 был избран на должность профессора Института им. И.Е. Репина.

Приобрел известность как автор тематических картин, портретов, пейзажей, произведений историко-революционного жанра. Главной темой его негромких, лишенных пафоса работ, стали повседневные эпизоды поворотных моментов истории, которым и посвящены три крупноформатных полотна, хранящиеся в фондах и экспозиции Картинной галереи Псковского музея-заповедника.


Хлеб красному Петрограду. 1957. Псковский музей-заповедник

Картина поступила из худ. Фонда МК СССР в 1960 г.

Работа награждена Дипломом I степени Министерства культуры СССР в 1957 г., участвовала в нескольких выставках, в том числе Всесоюзной выставке «40 лет Великой Октябрьской Социалистической революции» (1957 г., Москва), и Персональной выставки произведений (1978г.) в Научно-исследовательском музее АХ СССР (Ленинград). Ныне находится в экспозиции Картинной галереи Псковского музея-заповедника.

Огромная, развернутая многофигурная композиция в духе передвижничества, помимо человеческих фигур, включает в себя множество других составляющих. Деревенские телеги и сани, нагруженные мешками с продовольствием, крестьяне, группы красноармейцев с винтовками - вовлечены в общее, не лишенное хаотичности, движение. Оно направлено вглубь изображенного пространства, в котором узнается пригород Петрограда. Сдержанный серовато-коричневый колорит, рефлексирующий на грязном снегу, оттеняемый скупыми цветовыми акцентами (красный флаг на стене серого барака), умело расставленные акценты, где особенно важны три фигуры, приближенные к переднему плану, создают иллюзию действия, происходящего прямо на глазах зрителей.


В партизаны. 1967. Псковский музей-заповедник

Одна из значительных работ, повествующих о тяготах мирного населения в годы Великой Отечественной войны, построена на движении деревенских розвальней, развернутых по диагонали в глубину изображенного пространства. Ритмически выверенные части композиции в своей совокупности создают впечатление медленного скольжения поскрипывающих саней по снегу. Вехами, отмеряющими преодоленное пространство, становятся удаляющаяся фигура партизана и неясные очертания зимнего пейзажа. Однако главным акцентом является психологическая характеристика героев картины, смысловым центром которой является прекрасный и одновременно суровый женский образ.

Поступила из Дирекции художественных выставок и панорам в 1965 году.

Третья картина живописца, которая находится в экспозиции Картинной галереи музея – ПОБЕДА. 1945 год. (На Эльбе) 1970 г.