Пьетро Антонио Ротари
К 315-летию со дня рождения художника Пьетро Ротари 30 сентября 1707 года
ПЬЕТРО АНТОНИО РОТАРИ (1707–1762)
Ротари П. Автопортрет. 1756 г. Государственный русский музей
30 сентября исполняется 315 лет со дня рождения Пьетро Антонио Ротари, выдающегося живописца, родившегося в Италии, но ставшего ярким представителем русского искусства XVIII века.
Художник появился на свет в 1707 г. в Вероне. Его отец Себастьяно Ротари был медиком и ученым-естествоиспытателем. Пьетро начал учиться живописи еще в детстве у разных учителей. Учился в Вероне, Венеции, Риме, Неаполе. Набравшись опыта, он работал во многих городах Европы: в Вероне, Дрездене, Вене. Собственная мастерская появилась у него после 1734 г., когда он зарекомендовал себя как создатель религиозных картин. Они были написаны для храмов Падуи, Вероны и Дрездена.
В 1749 г. за свои заслуги художник был удостоен титула графа (conte).
Работая в Австрии, познакомился и испытал влияние художника Ж.Э. Лиотара, чье творчество близко к рококо.
Стиль рококо получил свое название от слова «раковина» и смысл названия в характеристики «причудливый, кокетливый, манерный, декоративный и грациозный». Выражает стремление к красоте, легкости и вечной молодости.
Этот стиль в творчестве Ротари очень ярко проявился в написании головок юных девушек, изображаемых часто в национальных костюмах и выражающими то или иное настроение человека.
Ротари П. Головка девушки в розовом платье и Женская головка (Открытки). Псковский музей-заповедник.
Исполнил для «Кабинета муз и граций» Большого Петергофского дворца 360 женских головок. В Ораниенбауме в Китайском дворце существует «Кабинет Ротари» (зал работ его кисти).
В 1756 г. Ротари, получив рекомендацию Ивана Ивановича Шувалова, основателя Академии художеств и фаворита императрицы Елизаветы I, приезжает в СПб ко двору и становится придворным художником.
Ротари был хорошо образован и прекрасно музицировал, что снискало ему популярность среди знати Петербурга. Представители аристократии с удовольствием заказывали ему свои портреты. Среди персон, которых он запечатлел своей кистью, императрица Елизавета Петровна, граф Г.Г. Орлов, П, А. Батурлина, архитектор Барталамео Растрелли и многих других.
Его частную студию в Петербурге посещало множество учеников, среди которых были живописцы Ф.С. Рокотов и А.П. Антропов. Многие портреты, написанные им ранее, Ротари привез с собой в Россию, и они оказали значительное влияние на русских художников.
В нашем собрании хранится один из лучших портретов, созданных Ротари. Это портрет генерал–фельдмаршала графа Петра Семеновича Салтыкова (1698–1772), написанный в 1760 г.
Портрет графа П.С. Салтыкова. 1760. Псковский музей-заповедник
Портрет поступил из Русского музея в 1930 г., ранее он находился в собрании Е.А. Балашовой (Петербург)
Петр Семенович Салтыков принадлежал к древнему роду.
Службу начал рядовым в 1714 г. при Петре I. Был послан императором во Францию учиться навигации.
В 1732 г. получил титул графа.
В 1742 году Салтыков (к тому времени получивший звание генерал-поручика) сражался на фронте русско-шведской войны. После окончания войны со Швецией Салтыков получил назначение командиром Псковской дивизии, дислоцировавшейся на украинских землях, получив звание генерал-аншефа.
Был главнокомандующий русской армией в Семилетней войне (1759–1760, 1762).
Когда офицеры русской армии во время Семилетней войны увидели нового главнокомандующего, они были крайне разочарованы.
“Старичок седенький, маленький, простенький, в белом ландмилицком кафтане”, - именно так Петра Семёновича описывал писатель-мемуарист Андрей Болотов.
Однако, он В 1759 в битве при Кунерсдорфе нанес сокрушительное поражение прусской армии под командованием Фридриха II. Пруссы были разбиты, а их монарх, покидая поле боя, потерял шляпу, которую сегодня можно увидеть в Государственном мемориальном музее имени А.В. Суворова.
А.Е. Коцебу. Кунерсдорфское сражение. 1848. Государственный Эрмитаж.
Екатерина II, взойдя на престол в 1762 г., наградила фельдмаршала золотой шпагой, инкрустированной бриллиантами.
С 1764 по 1771 гг. – Был Московским генерал-губернатором.
Ротари написал П.С. Салтыкова в 1760 г. во времена наивысшего взлета его военной карьеры. Граф изображен в фельдмаршальском мундире, поверх стальной кирасы с орденом Святого Андрея Первозванного (лента и звезда) и крестом Белого Орла.
Силой своего таланта художник запечатлел для потомков умное и волевое лицо военачальника, одного из «птенцов гнезда Петрова».
Автор статьи: Проценко М.В., старший научный сотрудник художественного отдела Псковского музея-заповедника.