Марк Захарович Шагал
К 135-летию со дня рождения художника Марка Захаровича Шагала 7 июля 1887 года
ШАГАЛ МАРК ЗАХАРОВИЧ (1887–1985)
В собрании Псковского музея-заповедника хранятся работы одного из самых известных художников ХХ века – Марка Шагала (1887–1985).
Живописец, график, скульптор, керамист, мастер мозаик, гобеленов и витража, за свою долгую жизнь Шагал создал более десяти тысяч произведений изобразительного искусства в различных жанрах.
Уроженец еврейского местечка Витебска, художник глубоко впитал в себя религиозную в своей основе национальную еврейскую культуру, а учеба в Петербурге и переезд в Париж, где по словам самого Шагала он «проник в самое сердце французской живописи», окунули его в самую гущу изощренной европейской культуры довоенного времени. Шагал – ровесник века; он был свидетелем русской революции, двух мировых войн, современником трагедии холокоста. Эти события нашли отражение в его творчестве: темах, образах, выразительных средствах. Впрочем, главное выразительное средство произведений Шагала – цвет. Как отмечал А. Бенуа в статье «Выставка Марка Шагала» (1940): «Самое прельстительное и, безусловно, прельстительное в Шагале, это – краски, и не только их сочетание, но самые колеры, каждый колер, взятый сам по себе.» Его загадочные, наполненные на первый взгляд бессвязными образами и сюжетами картины называли «поэмами», «образами сновидений». И хотя оценки творчества художника полярны, одно бесспорно – Шагал всегда узнаваем.
Марк Шагал
В Псковской коллекции находятся две работы М. Шагала – картина «Купание ребенка» (1916) и графический лист «Черные любовники» (1914–1915). Оба произведения написаны в счастливый период жизни художника и вдохновлены темой любви – главной в творчестве Шагала.
На протяжении более чем тридцати лет музой Шагала, неиссякаемым источником вдохновения была Белла Розенфельд (1895–1944). На полотнах всех периодов творчества художника, включая позднейший (после смерти Беллы), нетрудно узнать ее выразительные черные глаза.
Шагал (Мойше Сегал) родился в бедной семье – его отец, по словам самого художника, был определен рассыльным к торговцу селедкой, и за тридцать лет не пошел дальше рабочего. Белла происходила из ортодоксальной состоятельной еврейской семьи, ее родители держали в городе несколько ювелирных магазинов. На страницах своей автобиографии Шагал подчеркивает разницу в положении семей – ее отец лакомился виноградом, а его луком. Мать говорила Белле: «Художник! Куда это годится? Пропадешь ты с ним доченька, пропадешь не за грош», а Белла по утрам и вечерам таскала ему в мастерскую теплые домашние пироги, куски ткани для драпировок и даже дощечки, служившие палитрой. «Только открыть окно – и она здесь, а с ней лазурь, любовь, цветы. С тех давних пор – напишет Шагал в «Моей жизни», с тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или черное, парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве».
Марк Шагал с женой Беллой и дочерью Идой
Они оба оставили описание первой встречи в 1909 г. в своих автобиографиях. В упомянутой выше книге «Моя жизнь» Шагал так описывает свои ощущения: «Как будто мы давным – давно знакомы и она знает обо мне все мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял, это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные. Это мои глаза, моя душа». В тексте «Горящие огни» Белла так характеризует впечатление от знакомства с Шагалом: «… Я треснула, как льдина по весне под первыми лучами солнца».
Однако после знакомства с Беллой Шагал уезжает в Петербург, где ютится по углам и учится живописи, а затем, при поддержке меценатов, отправляется в Париж. В Витебск Шагал вернется только шесть лет спустя, накануне Первой Мировой войны, и в июле 1915 г. они сыграют свадьбу.
Счастливый художник посвящает любимой одну работу за другой. В период с 1914 по 1917 гг. Шагал пишет целую серию картин, в которую входят «Розовые любовники», «Синие любовники», «Серые любовники», «Зелёные любовники» и работа из Псковского собрания – «Черные любовники».
М. Шагал. Черные любовники. 1914–1915 гг. Собрание Псковского музея-заповедника
В этой серии удивительным образом сочетаются реалистичность повествования, фантастичность и даже мистика, что весьма свойственно его авторскому стилю. Двое влюблённых, затаив дыхание и закрыв глаза, вот-вот коснутся губами друг друга. При этом, их чёткие профили, вписанные в фигуру круга, выглядят какими-то нереальными, придуманными во сне или порождёнными фантазией; эти лирические работы демонстрируют, что Шагал – художник чувства, и большинство его картин посвящены «парящему» чувству к Белле.
В 1917–1918 гг. художник создает свой знаменитый триптих, включающий картины «Над городом», «Прогулка», «Двойной портрет». Этот цикл можно назвать автобиографичным, ибо все три работы представляют собой портреты Шагала и его молодой жены Беллы.
После свадьбы, по настоянию Беллы, чета Шагалов переезжает в Петроград. Идет Первая мировая война, Шагалу удается найти «тихую гавань» – место в военной конторе, где с утра до ночи ему приходилось «строчить бумаги». В автобиографии Шагал напишет, как уныло брел домой после работы, и счастье, если вечером удавалось подержать кисть в руках. В городе в это время устраивались погромы, бесчинства, звучали выстрелы. Но на следующий год после свадьбы у Беллы и Марка рождается дочь – Ида.
Исследователи творчества Шагала отмечают, что в этот период художник все чаще обращается к мотивам обыденным, повседневным, часто пишет Беллу и дочь, стремясь запечатлеть самых близких, словно создавая кистью своеобразный дневник.
В 1916 г. Шагал напишет картину «Купание ребенка» – одну из жемчужин коллекции Псковского музея. Работа была приобретенная музеем в начале 1920-х гг. у автора через художественное бюро Н.Е. Добычиной (о чем свидетельствует запись в научном каталоге музея), после «Выставки картин русских художников» (1920), состоявшейся в Пскове-Порхове совместными усилиями псковских и петроградских художников.
М. Шагал. Купание ребенка. 1916 г. Собрание Псковского музея-заповедника
На картине в интерьере комнаты изображены три фигуры – Белла, Марк и их дочь Ида. Художник запечатлел момент купания ребенка. Действие происходит в небольшой, скромно обставленной комнате: корыто для купания установлено на грубо сколоченный табурет, из предметов обстановки – кровать, застеленная синим с белым узором покрывалом, венский стул, столик и несколько скляночек на нем. Справа – печь, однако нарочитая синева обоев создает ощущение прохлады в комнате. О неустроенности быта говорит расстановка мебели – кровать загораживает дверь, ею не пользуются, видимо, лучшего места для кровати из-за экономии места не нашлось. Рядом с кроватью – полка для головных уборов, на полу ночная ваза и лужа воды. Шагал не стремится приукрасить условия существования. Но в центре всей этой неустроенности, далекой от представления об уютном семейном гнездышке – семья. Трое. Белла и Марк склонили головы над ребенком, почти соприкасаясь. Если попытаться провести линию – обрисовать силуэты – спина Беллы, ее длинная шея, густые черные волосы, голова Марка, покрытая платком, его фигура, ступни босых ног, ножки табурета, обувь и край юбки Беллы – образуют замкнутый, слегка вытянутый круг. В неуютном мире холодной комнаты существует еще один мир – мир их семьи, их любви, их взаимной заботы и поддержки. Жест рук Беллы – оберегающий и защищающий, наполнен нежностью – так Белла заботится и оберегает и дочь, и Марка, и их любовь. Фигура девочки словно светится на фоне жестяного корыта – она и есть свет, плод их любви, сама любовь. В творчестве художника образ дочери связан с сакральными мотивами – ребенок в его работах символизирует любовь, ребенок – как посланник небес. И действительно, Ида стала ангелом-хранителем Шагала, главным его биографом.
Вскоре грянула революция. Шагал вернулся в Витебск, где его охватила революционная горячка. В одном из интервью художник вспоминал: «Я сам сделался учителем, директором, комиссаром, всем, чем хотите. Было невозможно не поддаться этому вихрю». В 1918 г. Шагал получил предложение сделать панно и расписать стены и потолок только что созданного в Москве Еврейского камерного театра. Однако он понимал, что как художник сможет развиваться только во Франции. И хотя в то время было чрезвычайно сложно покинуть Россию, благодаря протекции наркома просвещения Луначарского, Шагал с семьей уезжает сначала в Берлин, затем во Францию. Во время Второй мировой войны (1941) Шагал переехал в Нью-Йорк. В 1944 г. накануне долгожданного возвращения в освобожденный Париж Белла внезапно заболела и умерла от осложнений гриппа. После ухода Беллы Шагал попросил дочь Иду выбросить все холсты и краски, в течении девяти месяцев не возвращался к работе. Но благодаря поддержке дочери, он сумел оправиться и вернуться к творчеству. Шагал проживет еще почти сорок лет, в его жизни будут новые встречи, сын, другая жена, прижизненная слава, международное признание. Но в своем сердце навсегда сохранит образ своей единственной музы, которой был наполнен как ни один художник в истории искусства ХХ столетия.
Автор статьи: старший научный сотрудник художественного отдела Кушакова Н.В.