Иван Иванович Шишкин

К 190-летию со Дня рождения Ивана Ивановича Шишкина 25 января 1832 года

Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа.

Из письма И.Н. Крамского – Ф.А. Васильеву, 5 июля 1872

ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ (1832 – 1898)


Крамской И.Н. Портрет И.И. Шишкина. 1880. Государственный Русский музей

Имя художника Ивана Ивановича Шишкина известно, пожалуй, всякому русскому человеку и накрепко связано с образом русского, прежде всего, лесного пейзажа. Действительно, творчество художника занимает особое место в истории отечественного изобразительного искусства. «До Шишкина, – пишет И.Н. Крамской в письме А.С. Суворину, – в России были пейзажисты выдуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало (исключая Щедрина и Лебедева); этого мало: Шишкин остался единственным до сих пор как знаток и рисовальщик дерева вообще, и хвойного леса в особенности».

Вслед за Сильвестром Щедриным (1791–1830), который одним из первых отказался от изображения природы только как условного пейзажного образа, Шишкин твердо идет по пути утверждения конкретности пейзажного вида. Всей мощью своего уникального таланта он доказывает – прекрасное можно разглядеть даже в привычном будничном мотиве, следует только прислушаться к внутреннему состоянию природы. Великий труженик, И. Шишкин тщательно изучает натуру, предваряя каждую живописную работу многочисленными рисунками и этюдами, и на прочном фундаменте подлинного знания природы стремится передать национальное своеобразие русского пейзажа.

А все началось в Прикамье, в тихой провинциальной Елабуге – городке с большими домами и церквами, окруженном синим сосновым бором. Иван Шишкин родился в 1832 году в купеческой семье. Его отец – человек честный и прямолинейный, интересовавшийся техническими науками, вопросами истории и археологии, пользовался исключительным уважением среди горожан. Он постарался дать сыну хорошее образование в надежде, что тот продолжит семейное дело. Но будущий художник с ранних лет обнаружил страсть к рисованию. Узнав от выписанных из Москвы для росписи соборного храма иконописцев о Московском училище живописи и ваяния, Шишкин укрепился в решении быть художником. Не смотря на уговоры семьи и отчаяние матери, воскликнувшей: «Пропали Шишкины! Никогда еще в роду Шишкиных не было художника!» – Иван Шишкин покинул родительский дом.


Шишкин И.И. Автопортрет. 1854. Бумага, графитный карандаш.
Государственный Русский музей

В это время в Училище живописи и ваяния проходила выставка картин И. Айвазовского и Ф. Лагорио. Шишкин впервые видит масляную живопись и под впечатлением от изображенной морской стихии, задается вопросом – чем же хуже наши леса и поля? Итак, в 1852 году Шишкин поступает в Училище, а с 1856 года продолжает обучение в Академии художеств в Петербурге (класс С.М. Воробьева). Вдумчивый, прилежный, пытливый, он и здесь в числе первых: его карандашные рисунки большого размера удостаиваются серебряной медали, а Совет Академии обязывает теперь всех учеников-пейзажистов представлять на экзамен такого рода работы. В 1860 году Шишкин получает большую золотую медаль и право на заграничную командировку за картину «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». Однако из европейского путешествия (в 1862–1865 гг. посещает Германию, Чехию, Швейцарию) не привозит ничего основательного – в письмах той поры отмечает «слишком непривлекательный и почти до омерзения расчищенный» немецкий пейзаж, состояние хандры, скуки, одиночества и разочарования от безуспешного поиска мотивов, которые могли бы захватить до глубины души.

Вкусив, тем не менее, толику европейской славы (в 1865 г. экспонирует свои рисунки пером на постоянной выставке в Дюссельдорфе, которые вызывают многочисленные восторженные отзывы), Шишкин досрочно возвращается на родину, где начинается новый этап его творческой деятельности – период художественной зрелости.

По возвращении из-за границы Шишкин сближается с Артелью, которая образовалась в его отсутствие из студентов Академии художеств, отказавшихся от академического конкурса (1863), знакомится с И.Н. Крамским. Активная творческая деятельность, неустанная работа на натуре, участие в выставках, в первую очередь – Товарищества передвижных художественных выставок (ТПВХ), одним из учредителей которого он являлся, обращение к графике (издание альбомов гравюр и офортов) – все это явилось содержанием жизни художника по возвращении в Россию.

Живопись и поддержка товарищей-единомышленников позволяют художнику пережить драматичные обстоятельства личной жизни. Шишкин был женат дважды (первый брак с сестрой художника Ф.А. Васильева Е.А. Васильевой (1868), второй – с талантливой художницей, своей ученицей, О.А. Лагодой (1880)) и дважды остался вдовцом. От двух браков у него было четверо детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.


Группа членов «Товарищества передвижных художественных выставок», 1886 год

Обращаясь к письмам и воспоминаниям современников, мы находим практически единодушное признание масштаба дарования художника и уровня его мастерства. Отмечая редкостную наблюдательность, трудолюбие и ученое знание природы, они, тем не менее, указывают на некоторые недостатки. Шишкина упрекали в сухости письма, графичности в характеристике формы, в отсутствии «тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе», не всегда удовлетворительном колорите . Впрочем, художник продолжал развиваться и даже в преклонном возрасте удивлял окружающих своей энергией и неуемным стремлением идти вперед.

В 1891 году в залах Академии художеств открылась персональная выставка этюдов, рисунков и гравюр, созданных Шишкиным за период с 1849-1891 гг. – тот закулисный, рабочий материал, который служил мастеру основой для художественных произведений. Приведем отзыв художника А.А. Киселева: «…Если бы он ничего не произвел более, как только половину выставленных теперь этюдов и рисунков, и тогда слава его была бы обеспечена навсегда» – и далее – «мы…были поражены могучей силой правды его рисунка и колорита, с каждым годом все более освобождающегося от условных красок его старинного письма, несколько сухого, вялого, однотипного» .

Всю свою жизнь посвятив изучению преимущественно северной русской природы, Шишкин снискал себе славу «истинного патриарха лесов нашей живописи» , оставив после себя богатейшее наследие – многочисленные объективные пейзажи – «портреты».

В собрании Псковского музея находятся несколько графических листов и две живописные работы кисти И.И. Шишкина.


И.И. Шишкин. Еловый лес. 1891. Псково-Изборский музей-заповедник

Картина «Еловый лес» (1891), поступившая из собрания Музея Академии Художеств, «вводит» зрителя в пространство хвойного леса с могучими стволами высоких крепких деревьев и увлекает вглубь лесной прохлады. Художник не позволяет себе никакой приблизительности в изображении, верность натуре – основополагающий принцип творчества Шишкина. Письмо его настолько убедительно, что, кажется, можно услышать звуки леса, почувствовать под ногами утопающую мягкость мха. Ощущению присутствия способствует и точка зрения, выбранная художником – на уровне человеческого глаза. Мощные громады стволов выходят за пределы холста, и не смотря на относительно небольшой формат работы, невольно появляется ощущение малости человека перед невозмутимой и величественной русской природой.

Картина «Часовня в лесу» датирована 1890-ми гг. и происходит из Музея Псковского археологического общества, а еще ранее – из коллекции известного псковского собирателя Ф.М. Плюшкина.


И.И. Шишкин. Часовня в лесу. 1890-е. Псково-Изборский музей-заповедник

Деревянная часовенка с шатровым завершением и крохотной главкой, устроенная на каменном (известняковом?) основании спряталась за пригорком. За часовней вглубь леса разбегаются извилистыми лентами тропинки. Склон обнажил крепкие корни старых дверей, сквозь плотный строй стволов кое-где просвечивает вечереющее небо. Справа от часовни дымятся остатки потухшего костра – усталый путник подкрепил здесь свои силы. Каждое движение кисти художника продумано – шероховатость коры деревьев, движение масс листвы, склоняющих усталые ветви, переданы живыми вибрирующими мазками, спокойствие тихой заводи решено точными горизонтальными прикосновениями кисти. Стволы деревьев осенены теплым, розовато-охристым светом уходящего дня. Через простой бесхитростный мотив мастер передает тонкие оттенки состояния природы, стремясь к правдивости раскрытия образа.

Творчество И.И. Шишкина, проникнутое искренней любовью и глубокой привязанностью к родной природе, знаменует целую эпоху в развитии отечественной школы пейзажной живописи.