Соколов Алексей Константинович
К 100-летию со дня рождения художника Алексея Константиновича Соколова 10 сентября 1922 года
СОКОЛОВ АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1922-2001)
Будущий живописец, автор монументальных росписей и педагог, вырос в творческой семье: его отец был художником, мать – драматической актрисой. Именно за кулисами детского театра А. Брянцева, где служила его мама, в мальчике впервые проснулся интерес к изобразительному искусству, приведший его в художественную школу при Институте им. И.Е. Репина. С началом войны юный Соколов добровольцем он ушёл в ряды народного ополчения. Вернувшись с фронта после контузии, в 1945 – 1951 гг. учился в Институте И.Е. Репина, где его учителями были замечательные живописцы - И.Э. Грабарь, В.М. Орешников и А.А. Мыльников.
А.К. Соколов «Ленинград. Площадь Л. Толстова» (1951 г.). Псковский музей-заповедник.
Одна из ранних живописных работ Алексея Соколова дает представление о сложившейся живописной манере – живой и непринужденной, где импрессионистическая беглость изображения жизни улицы сочетается с пластической точностью достоверно переданной архитектуры. Эта работа невольно предвосхитила важное для его дальнейшей творческой судьбы событие, произошедшее спустя 10 лет.
А.К. Соколов «Нотр-Дам» (1961 г.). Псковский музей-заповедник.
В 1960 году, в составе небольшой творческой группы деятелей культуры, Соколов оказался во Франции, где в течение восьми месяцев проходил стажировку по монументальному искусству, а также занимался живописью. Несколько позднее по французским впечатлениям были созданы портреты (в их числе портрет актрисы Марины Влади) и пейзажи. Один из них запечатлел величественный образ Собора Парижской Богоматери, где реальный облик шедевра средневекового «кружева в камне» соединился с его интерпретацией в других произведениях искусства.
А.К. Соколов «Портрет отца» (1947 г.). Псковский музей-заповедник.
В числе пяти живописных работ, приобретенных музеем в 1990 году с персональной выставки А.К. Соколова (две из них были упомянуты выше), особо выделяется портрет сидящего седого мужчины, углубившегося в чтение невидимой зрителю книги. Его спокойное умиротворенное лицо на глухом зеленовато-коричневом фон акцентировано звучным пятном наброшенного на плечи красного шарфа. Живописный строй этого небольшого проникновенного портрета вызывает в памяти работы старых мастеров. Константин Алексеевич Соколов, отец автора, был видным пейзажистом и первым учителем своего сына, Алексея Константиновича. Известно также, по словам последнего, о его дружбе, с поэтом Сергеем Есениным, причем художник «был не просто другом С. Есенина, а очень близким ему и по обстоятельствам жизни, по внутреннему складу и по мироощущению человеком и говорил о Есенине как о части своей души». Портрет, запечатлевший этого свидетеля серебряного века, ныне находится в экспозиции Картинной галереи Псковского музея-заповедника.
Автор статьи: искусствовед, старший научный сотрудник Художественного отдела Псковского музея-заповедника Н.И. Салтан.