«Приезд Потемкина после покорения Тавриды». Шедевр Стефано Торелли из Картинной галереи Псковского музея-заповедника

В коллекции живописи Псковского музея-заповедника хранится работа известного художника Стефано Торелли, родом из Болоньи (Италия).

Картина носит название "Приезд Потемкина после покорения Тавриды" (ВСТРЕЧА ПОТЕМКИНА ПОСЛЕ ПОКОРЕНИЯ ТАВРИДЫ. АЛЛЕГОРИЯ). Время создания около 1783.


Стефано Торелли. Приезд Потемкина после покорения Тавриды" (ВСТРЕЧА ПОТЕМКИНА ПОСЛЕ ПОКОРЕНИЯ ТАВРИДЫ. АЛЛЕГОРИЯ). Около 1783. Из собрания Псковского музея-заповедника

Эта работа из довоенного собрания музея. Ранее находилась в музее Псковского археологического общества, а происходит из коллекции псковича Федора Михайловича Плюшкина (1837–1911), знаменитого владельца «Музея древностей» – одной из самых больших частных коллекций в Российской империи, члена Псковского археологического общества, почетного гражданина Пскова, купца второй гильдии, благотворителя.


Жданко И.Ф. Портрет Федора Михайловича Плюшкина. 1879 г. Из собрания Псковского музея-заповедника

Стефано Торелли (Stefano Torelli, 1712–1784) – исторический и портретный живописец, мастер декоративно-исторических композиций, яркий представитель Россики (термин для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII — первой половине XIX века.). Торелли был родом из Болоньи, ученик своего отца, Феличе Торелли, также известного художника. Работал сперва в Неаполе, а потом в Риме, откуда пригласил его к себе на службу король польский и курфюрст саксонский Август III. Переселившись ко двору этого государя в Дрезден, Торелли занимался там писанием портретов, алтарных икон, стенных и плафонных фресок в резиденциях курфюрста и в аристократических домах, а также рисунками для предпринятого тогда издания сборника гравюр с картин дрезденской галереи. От периода пребывания Торелли при дрезденском дворе короля Августа III (1740–1759) сохранилось мало его произведений.

Работал художник также в Байрейте, Фрауенбурге, Ростоке, Любеке.

В 1762 году по инициативе крупного государственного деятеля, генерал-адъютанта, фаворита императрицы Елизаветы Петровны, мецената, основателя Московского университета и Петербургской Академии Художеств Ивана Ивановича Шувалова он был приглашен к русскому двору чтобы занять место профессора.


Левицкий Д. Портрет И. Шувалова. Из открытых источников

Торелли подписал контракт и возглавил класс живописи (октябрь 1762 – август 1768). В эти годы рядом с ним работали русские художники Ф. С. Рокотов, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков. В 1763 работал в Москве в связи с коронацией Екатерины II. В 1768 оставил преподавательскую деятельность в Императорской Академии художеств, став придворным художником Екатерины II.

С того времени до конца своей жизни художник трудился в Санкт-Петербурге, украшая росписями плафоны, десюдепорты и стены Императорских дворцов. Портретировал особ царской фамилии и других лиц.

Стефано Торелли – типичный мастер легкого, нарядного придворного стиля рококо. В своих картинах и декоративных композициях, в том числе украшающих Зимний дворец и Китайский дворец в Ораниенбауме, часто использовал аллегорические сюжеты.

Стиль рококо пришел в конце 18 в. на смену тяжеловесному барокко. Рококо «раковина» и ему свойственно асимметрия, мелкие, ювелирные детали, плавное перетекание цветов и утонченность.

Торелли приехал в Россию, когда рококо как художественное направление уходило в прошлое, но в его искусстве сохранило свою привлекательность и силу. Торелли преображал даже банальные темы и образы, умел придать лёгкость и гармонию красочной материи, линиям – живость и прихотливое изящество.

Это был художник даровитый, он ловко владел кистью, отличался свежестью и естественностью красок и даже в рисунке был менее манерен, чем большинство его современников. Талантливо рисовал также карикатуры.

В России сохранились почти все его произведения. Большинство из них точно датируется.

Из произведений, исполненных им в России, известны портреты представителей царствующей фамилии и высшей аристократии: Елизаветы Петровны, Екатерины II, графа А. А. Чернышева, О. М. Дерибаса, княгини Н. Г. Белосельской и графа Сиверса, эскиз предполагавшейся картины «Коронование Екатерины II» (в музее Императорской академии художеств).


Торелли С. Екатерина II в народном костюме. Из открытых источников

Особый жанр монументально-декоративной живописи представляют аллегорические композиции Торелли, посвящённые императрице Екатерине II: два варианта панно «Императрица Екатерина II в образе Минервы» (ГРМ, 1770), конный портрет императрицы Екатерины II (ок. 1770), пропал во время Октябрьской революции 1917, «Аллегория на победу над турками и татарами» (ГТГ, 1772). В этом жанре, невыигрышном для любого художника, Торелли оставался непринуждённым, сумев избежать ложного пафоса и умозрительности. Сцены пронизаны лёгким движением, их живописная палитра утончённа. Торелли самостоятельно составлял программы аллегорических композиций.

К этим широко известным работам художникам относится менее известная работа из нашего собрания. Она посвящена присоединению Крыма к России в 1783 г. трудами Потемкина Григория Александровича.

Потемкин Г.А. (1739–1791), – государственный и военный деятель, дипломат, генерал-фельдмаршал. Участвовал в дворцовом перевороте в пользу Екатерины II.


Лампи И. Портрет Г. Потемкина. Из открытых источников

Тайный венчанный супруг императрицы и отец ее дочери Елизаветы Григорьевны Темкиной.


Левицкий Д.Г. Портрет Темкиной Е.Г. Из открытых источников

Был возведен в графское достоинство, получил должность генерал-губернатора. Участник русско-турецкой войны. Организатор карательной экспедиции против Емельяна Пугачева.

В 1783 году реализует свой проект присоединения Крыма (Таврии) к России, получив за это титул Светлейшего князя Таврического.

В нашей небольшой картине в аллегорической форме представлена античная сцена. В левой части экспозиции изображена в окружении дам, вероятнее всего, Екатерина II в образе Минервы (древнеримской богини мудрости и войны, покровительницы ремесленников, писателей, актёров, поэтов, художников, учителей, учащихся и врачей), и, справа, склоненный к ней Григорий Потемкин. В шлеме, в красивых латах. Вся композиция передает удивительное чувство торжества, победы, что совершенно закономерно. Григорий Потемкин только что завершил одну из частей плана Екатерины II, так называемого «Греческого проекта», задуманного ею.

Греческий проект – крупнейший геополитический план российской императрицы, заключавшийся в разделе Османской империи и воссоздании Византии. Главным союзником проекта была Австрия, категорическими противниками – Великобритания и Франция. Во главе возрожденной Греческой империи должен был встать внук Екатерины Великой – Константин. Проект не был реализован, но имел большое политическое, идеологическое и культурное значение. Крым должен был стать центром этой обширной империи.

Что касается отношений с императрицей в то время, нам ничего не известно доподлинно. Сохранились письма, где она просит его беречь себя. И в дальнейшем все документы подтверждают, что это был скорее союз двух единомышленников, скрепленных доверием и взаимной поддержкой, нежели страстный любовный роман.

Любовь и страсть проходят, а вот отношения, основанные на дружбе, на общих целях и доверии невозможно уничтожить. Они сохранили теплые чувства до самой смерти Григория. Переписка никогда не прекращалась. Мы с вами не увидим в этих письмах пылких признаний в любви. В основном, это забота, немного иронии и чуткая нежность. Когда Потемкин написал императрице что умрет, если она его заменит, она ответила, что заменить такого невозможно и была права.

Смерть опоры российского трона была внезапной от скоротечной лихорадки.

Для Екатерины Великой это стало огромным ударом. Сохранились ее слова, из которых понятно ее истинное отношение к князю Потемкину:

«Кем заменить такого человека? — повторяла она своему секретарю. — Я и все мы теперь как улитки, которые боятся высунуть голову из скорлупы». Она писала: «Вчера меня ударило, как обухом по голове… Мой ученик, мой друг, можно сказать, идол, князь Потёмкин Таврический скончался… О, Боже мой!»

Григория Александровича не стало в 1791 г., в возрасте 52 лет.

Но наша работа написана в 1783 г. и вся пронизана ощущением чувством торжества и победы. Еще все впереди.

Автор этой прекрасной работы Стефано Торелли остался в Санкт-Петербурге до конца своей жизни. Он умер в 1784 г. и был похоронен в этом городе.

Небольшой шедевр Стефано Торелли, являющегося выдающимся и одним из наиболее одаренных художников, которые когда-либо приезжали в Россию, входит в постоянную экспозицию вновь открывшейся Картинной галереи.