Виталий Иванович Тюленев
К 85-летию со Дня рождения художника Виталия Ивановича Тюленева 28 февраля 1937 года
ТЮЛЕНЕВ ВИТАЛИЙ ИВАНОВИЧ (1937 – 1997)
В.И. Тюленев. 90-е гг.
Живописец и акварелист, автор многочисленных произведений, ныне хранящихся в европейских и российских музеях, в числе которых знаменитые Третьяковская галерея и Государственный Русский музей; едва ли не самая значительная фигура в художественной жизни России второй половины XX века.
Его творчество теснейшим образом связано с жизнью своего поколения, которое называли «первым непуганым поколением» и, вместе с тем, ярко индивидуально.
К каким бы темам не была обращена его живопись – от повседневной жизни до экскурсов в историю – роль «медиатора», связующего все составляющие элементы картины, выполняет пейзажное пространство.
Эта особенность, кажется, была предопределена уже с самого его рождения.
Занятия родителей будущего художника лежали в сфере естественных наук. Отец, в качестве специалиста-мелиоратора, занимался осушением земель в Карелии, а мама, ихтиолог, изучала рыб в акватории Чудского озера. Общение с природой, которое началось с молодых лет – походами на байдарках, ночевками в лесу и в деревенских избах, стали потребностью его жизни и, в конечном счете, помогли осязаемо почувствовать свою связь с родной землей. Забегая вперед, заметим, что много лет спустя, в 1962 году, выпускник Академии художеств Тюленев, готовясь к поступлению в аспирантуру при творческой мастерской В.М. Орешникова, некоторое время работал лесником на станции Дибуны под Ленинградом.
Счастливые дни раннего детства прервала война. Из Тобольска, куда пришлось эвакуироваться вместе с мамой, мальчик посылает отцу на фронт свои первые рисунки.
С возвращением в Ленинград начинается период овладения профессией: в 1950-1956 годах он учится в знаменитой Средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (ИЖСА, как именовалась в те годы Академия художеств), а затем – на живописном факультете этого института. Там среди его преподавателей были тонкие мастера живописи – Петр Фомин и Виктор Орешников. Однако знаковой фигурой для Тюленева стал Евсей Евсеевич Моисеенко, по мастерской которого он завершил свое обучение в Академии в 1962 году.
Не порывая связи с Академией еще несколько лет, уже будучи аспирантом по мастерской В.М. Орешникова, Тюленев выставлялся на групповых и Всесоюзных выставках живописи и акварели, в том числе и в составе группы «Одиннадцати», ставшей альтернативой официальному направлению. Постепенно, выкристаллизовывая свое мировосприятие, находит систему выразительных средств и определяет творческое лицо.
Особенность авторской позиции Тюленева – взгляд на сегодняшний мир через призму прошлого, в том числе и пережитого лично. Лирика и романтизм переплетаются с трагическими нотами ощущения нависшей над миром опасности. Впрочем, лирико-поэтическое, светлое начало, как правило, преобладает. Сам художник говорил: «Я не делаю «культа» ни одной изобразительной системе; пользуюсь и традиционными для нас реалистическими навыками, и символическим языком, и ассоциативными приемами, гиперболой, метафорой. Для меня исходным является замысел картины, она сама подбирает язык».
1970-80-е годы, когда были созданы две работы В.И. Тюленева, полученные в собрание Псковской картинной галереи из рук самого автора («Стадо» 1973 и «Июньская гроза» 1985), стали началом расцвета его творчества, развивавшегося чрезвычайно интересно, «по восходящей», вплоть до внезапной трагической гибели в августе 1997 года. По злой иронии судьбы острый сердечный приступ, оборвавший его жизнь, случился в лесу, вдали от жилья и людей…
В.И. Тюленев. «Стадо». 1973. Псково-Изборский музей-заповедник
В второй половине 1960-х – начале 1970-х годов художник много путешествовал по русскому Северу – Карелии, Архангельской и Вологодской областях, по берегам Пинеги, к Белому морю. В этих первозданных суровых краях ему встречались не только затерянные в глуши деревеньки, но также лесорубы, сплавщики леса, а иногда и лагеря заключенных.
Работа из псковского собрания, написана именно в этот период. Словно бы с высоты полета вертолета, находящегося в движении, сквозь воздушную дымку, открываются матово-бирюзовые дали. Виден берег небольшого озера, пасущееся стадо, фигурки людей у костра, прибрежный лес, отраженный в воде. Элементы дальнего плана даны в мелком масштабе, обобщенно, но пластически точно. Спокойные пропорции квадратного холста вместили в себя умиротворяющую картину нетронутого уголка чистой природы как части громадного целого.
В.И. Тюленев. «Июньская гроза». 1985. Псково-Изборский музей-заповедник
Если живопись предыдущей работы, невзирая на условность изобразительных средств, не оставляет сомнений в натурном исходе, то вторая работа из псковского собрания построена по законам картины и является сложным синтезом разнообразных впечатлений, объединенных, как в большинстве произведений этого художника, пейзажем. Природа – основополагающая живая субстанция мира – реагирует на все, что происходит в мире людей.
Пространство картины поделено по ширине холста пополам. На неровной линии горизонта видны очертания деревенских домиков, церквушки с колокольней… Справа, в стороне, здание, обозначенное красным флагом – сельсовет. В нижней части композиции набегающими волнами колышется море трав. Из глубины пространства продолжается диагональное движение небольшой группы вооруженных жителей деревни, уже почти преодолевших поле. Они вплотную приблизились к правому нижнему краю картины и сейчас «выйдут из кадра» – быть может, навсегда… Вехами, обозначившими их движение, стали неподвижно застывшие в высоких травах старик и женщина с детьми на руках.
В верхней части картины происходит самое главное: разверзлось огромное небо; кровавым цветом налился зрак солнца; сполохами молний природа выражает свой гнев.
Впервые выставленная в Ленинградском Манеже на выставке, посвященной 40-летию Победы (1985 г., Ленинград) эта работа В.И. Тюленева осталась на долгие годы одной из лучших работ о Великой Отечественной войне.