​Аполлинарий Михайлович Васнецов

К 155-летию со Дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова 6 августа 1856 года

ВАСНЕЦОВ АПОЛЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1856–1933)

«Художник, который пишет по впечатлению…»

Н.Д. Кузнецов. Портрет Аполлинария Михайловича Васнецова. 1897 г.

Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

Живописец, график, художник театра, историк, ученый, педагог, он гораздо менее известен, чем его старший брат, автор «Витязя на распутье» и «Трех богатырей» Виктор Михайлович Васнецов. Один из шести сыновей священника из древнего вятского рода, названный Аполлинарием в честь матери, он с благодарностью вспоминал об отце: «Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды… Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу».

Оставшийся в тринадцать лет сиротой юноша учился в Вятском духовном училище и одновременно брал уроки у польского художника М. Андриолли, сосланного в Вятку.

Старший брат Виктор, в то время уже студент Академии художеств, увидев рисунки брата, настоял на его переезде в Петербург и стал его главным наставником. В 1872–1875 гг. Аполлинарий учится у него живописи, пользуясь также советами В.Д. Поленова и И.Е. Репина. В своих воспоминаниях Васнецов писал: «В Петербурге тогда была живая пора: Репин работал «Бурлаков», Антокольский лепил «Петра Великого», и я был у них в мастерских вместе с братом. Только что зародилось Товарищество передвижников… Я и не подозревал, что где-то есть кипучая жизнь искусства, охватывающая человека всецело и беззаветно». Позднее он сближается с членами абрамцевского кружка, полностью посвятив себя искусству. Он в полной мере сознавал, какой подарок судьбы выпал на его долю: «среда художников, около которых я вырос, блистала звездами первой величины».

Его творчество в сферах изобразительного и театрально-декорационного искусства достигает расцвета в 1890–1900 гг. Как театральный художник он создает декорации к операм Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.И. Глинки для Московской частной русской оперы С.И. Мамонтова и Мариинского театра. Успехи его были таковы, что в 1900 г. по заявлению двух авторитетнейших деятелей культуры, И.Е. Репина и В.Д. Поленова, Васнецов, не получивший систематического художественного образования, был удостоен звания академика Петербургской Академии художеств, а в 1901–1918 гг. стал руководителем пейзажного класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

К тому времени Васнецов посетил страны Европы: Францию, Италию и Германию. Много путешествовал по Российской империи, ездил на Украину и в Крым, а в 1908 г. побывал на Псковской земле, о чем свидетельствуют живописные этюды, сохранившиеся в ряде российских музеев и частных собраний.

В обширном живописном наследии художника очевидны две линии. Первая из них совпадает с огромным интересом российского общества конца 19 в. к своему историческому прошлому. «Моя склонность к пейзажам исторического характера – вспоминал художник – продолжалась в протяжении всей моей художественной деятельности, но первое более ясное выражение этого сказалось, когда я перебрался в Москву в 1891 году и поселился против самого Кремля».

Об увлеченности темой русской старины свидетельствует красноречивый факт: в 1900 г. он пролетел над Москвой на воздушном шаре дабы увидеть ее с высоты и уяснить «как из маленькой ячейки образовался громадный европейский город». Авторитет и познания Васнецова в этой сфере были таковы, что в 1918 г. его пригласили возглавить Комиссию по изучению старой Москвы и участвовать в археологических исследованиях. Уже в конце жизни, в 1931 г., он оказался единственным из художников, кто публично выступил против сноса храма Христа Спасителя.

А.М. Васнецов. «Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век» 1903 г.

Бумага на картоне, уголь, акварель. Государственный исторический музей.

Следствием серьезного исследовательского интереса А.М. Васнецова к русской старине, археологии и архитектурному облику старой Москвы стала обширная серия работ, созданных в технике масляной и акварельной живописи. В работах такого рода преобладает повествовательность, бережное внимание к многочисленным подробностям, и, как следствие этого, выраженное графическое начало.

Вторая линия творческого наследия Васнецова – лирический пейзаж, где, в продолжении традиций «левитановцев», в полной мере раскрылся его живописный колористический дар. Значительное место среди работ такого рода заняли пейзажи, созданные в селе Демьяново, в окрестностях Клина. Имение Демьяново, куда в летние месяцы Васнецов приезжал в течение 15 лет, принадлежало брату композитора С.И. Танеева – Владимиру Ивановичу – известному юристу, философу, публицисту, обладателю огромной библиотеки, широко образованному человеку.

Васнецова привлекали не только живописные окрестности Демьяново, но и люди, собиравшиеся вокруг хозяина имения, В.И. Танеева. Вместе с ними, ведя задушевные беседы, он бродил по парковым аллеям, лугам и полям, любовался знаменитыми демьяновскими прудами. Известно, что их было три и каждый из них имел свое поэтическое название: «Зеленый», «Царский», «Святой».

Один из этих прудов (предположительно первый из названных) запечатлен в работе А.М. Васнецова под названием «Тихая вода» (1916 г.) из собрания Псковской картинной галереи. Она поступила из музея Академии художеств в 1919 г., куда ранее, в 1917 г., была приобретена с 14-й выставки общества «Союз русских художников» (СРХ).

СРХ, одним из основателей которого был А.М. Васнецов, играл важную консолидирующую роль в противоречиях, существовавших между передвижниками (ТПХВ) и недавно возникшим объединением «Мир искусства». Первые утверждали неисчерпанность реализма, вторые являлись приверженцами эстетского взгляда на искусство «ради искусства».

А.М. Васнецов. «Тихая вода». 1916 г.

Холст, масло. Псково-Изборский музей-заповедник.

Главным жанром для художников СРХ стал пейзаж русской сельской природы. Реалистический в своей основе, широко использующий работу на пленэре, он по-своему интерпретировал достижения французского импрессионизма. Такова упомянутая работа А.М. Васнецова «Тихая вода».

Легкая, подвижная, вибрирующая живописная ткань картины приближает ее к натурному этюду. В каталоге работ монографии о художнике Л.А. Беспаловой названная картина помещена в число демьяновских этюдов 1903–1917 гг. Однако значительные, не совсем «этюдные» размеры и филигранная авторская подпись в левом нижнем углу заставляют предположить, что она для автора была чем-то более важным, нежели простой этюд. Написанная, скорее всего, «на одном дыхании», она представляет некий итог наблюдений за жизнью одного из любимых уголков имения. Всматриваясь в полотно, замечаешь, что его живописная ткань неоднородна.

Так фрагмент неба и берег пруда с виднеющимся скромным строением, и особенно прибрежная растительность написаны осязаемо, фактурно, энергичными ударами кисти. При этом в нескольких местах просматриваются следы подготовительного наброска углем по грунту. Ощущение сочности зелени, открытой солнечному свету снаружи и хранящей прохладную тень внутри, дают раздельно положенные корпусные мазки.

Передний же план композиции, занятый изображением воды, написан совсем иначе. Широкая кисть словно бы вплавляет вибрирующие краски внутрь холста, превращая тихую гладь в зеркало, отражающее все происходящее. В целом «Тихая вода» выразила особое понимание родного среднерусского пейзажа, как единства всех природных стихий: воды, земли и неба. «Тихая вода», одна из наиболее импрессионистических картин Аполлинария Васнецова, зафиксировала лишь одно – мгновенное впечатление, однако при этом выразила благоговение человека перед земным миром, вместив чувства и мысли глубоко личные, но вместе с тем – общезначимые.