Максим Никифорович Воробьев

К 235-летию со дня рождения художника Максима Никифоровича Воробьева 17 августа 1787 года

ВОРОБЬЕВ МАКСИМ НИКИФОРОВИЧ (1787 – 1855)

В собрании Псковского музея-заповедника хранится живописное произведение кисти знаменитого художника и педагога М. Воробьева «Внутренний вид пещеры Рождества Христова в Вифлееме (1833 г.). Работа, исполненная по натурным зарисовкам, которые Воробьев сделал во время своего путешествия по Ближнему Востоку, позволила нашим соотечественникам получить подробное представление об одной из важнейших святынь христианского мира еще в первой половине XIX в.


Пещера Рождества Христова в Вифлееме. 1833. Псковский музей-заповедник

Максим Никифорович Воробьев – уроженец Пскова. Он родился 6 (17) августа 1787 года в семье солдата, потом унтер-офицера. Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец вышел в отставку, семья перебралась в Санкт-Петербург, где глава семьи нашел работу в качестве вахтера Академии Художеств (официально должность именовалась «смотритель материалов»). Дальнейшая жизнь будущего художника была тесно связана с Академией: в 1798 году он был зачислен в архитектурный класс, которым руководил Ж. Б. Тома де Томон, в 1809-м закончил Академию по классу пейзажной живописи. В 1814 году Воробьев стал академиком, в следующем году начал преподавать, в 1823-м получил звание профессора, а в 1843-м – заслуженного профессора. Он воспитал несколько десятков учеников, среди которых было немало ярких пейзажистов (И.К. Айвазовский, Л.Ф. Лагорио, Г.Г. и Н.Г. Чернецовы и др.). Активную педагогическую деятельность Воробьев успешно совмещал с творчеством: писал городские и морские пейзажи, архитектурные памятники и виды природы, а порой и эпизоды войны.

Особую главу в жизни и творчестве Воробьева составляет поездка на Ближний Восток (1820-1821 гг.). В 1820 году великий князь Николай Павлович решил привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова в Новом Иерусалиме в окрестностях Москвы. Для этой цели по поручению правительства было организовано путешествие М. Воробьева к Святым Местам. Как архитектор и живописец он вошел в состав дипломатической миссии Д.В. Дашкова, направленной во владения Оттоманской империи. В составе миссии посетил Константинополь, острова греческого Архипелага, города малоазиатского побережья (Смирна и др.), Сирию и Палестину, принадлежащие турецкой империи. Воробьев должен был создать чертежи и зарисовать все главные места, чтимые христианами. Путешествие по Ближнему Востоку продолжалось целый год. Из этой экспедиции он привез 90 листов рисунков и за успешное выполнение «палестинского поручения» был награжден пожизненной пенсией. Работы Воробьева неизменно пользовались успехом у публики и критиков, многие из них ему приходилось повторять для заказчиков.

Картина из Псковского собрания поступила в музей в 1930 г. из Русского музея, ранее – в собрании Государственного Эрмитажа.

Воробьев создает уравновешенную симметричную композицию: каменные стены, перекрытые цилиндрическим сводом, даны в перспективном сокращении и вводят зрителя в пространство святыни – пещеру, где согласно Евангелию, родился Иисус Христос. В центре композиции - православный мраморный престол, под которым в полукруглой нише устроены двенадцать икон, ярко освещенных двенадцатью лампадами разных конфессий. Под алтарем, на каменном возвышении – серебряная звезда, указывающая место рождения Спасителя и символизирующая яркую звезду, явившуюся над местом, где он родился. Престол опирается на две маленькие мраморные коринфские колонны, а в нише над ним помещено изображение сцены поклонения пастухов младенцу Христу. Пол и нижняя часть стен отделаны светлым мрамором. Пещера освещается только огнем свечей и лампад, подвешенных не только под потолком, но и у икон Божьей Матери и Спасителя на стенах.

Воробьев изображает интерьер пещеры во время службы: перед алтарем священник в коленопреклоненной позе читает молитвы, склонившись над Книгой. Справа от алтаря еще один священнослужитель возжигает высокие свечи на напольных подсвечниках. В левой части картины Воробьев изображает группу людей в восточных одеждах. Молодая женщина что-то объясняет взволнованному мальчику в белой тунике, один из мужчин поднял руку в упреждающем жесте, обращенном к говорящим. Другой мужчина с седой бородой и в чалме, стоит на коленях, опираясь на посох, и внимательно вслушивается в слова священника. Скорее всего это копты – на груди у женщины нательный крест. И хотя главная задача художника – изображение интерьера, тем не менее, введенные в композицию фигуры – не стаффаж, их выразительные позы и жесты позволяют передать особое состояние молитвенной сосредоточенности и значимость изображаемого места.

Воробьев прекрасный рисовальщик, письмо его внимательное и вдумчивое до протокольности. Однако в картине есть некоторое несоответствие с реальностью. В частности, нам известны размеры пещеры - 12,3×3,5 м и 3 м в высоту, то есть она довольно узкая и длинная. Воробьев живописует довольно просторное пространство с обилием воздуха и света. Можно предположить, что таким образом художник стремился еще более выразить значимость святого места, кроме того, следует помнить, что художнику приходилось выполнять все наброски и измерения тайком от надзора местных мусульманских властей.

Максим Воробьёв вошел в историю русского изобразительного искусства как представитель романтического течения в русской пейзажной живописи и талантливый педагог (в 1843 году за свою педагогическую деятельность удостоен звания заслуженного профессора). Его творческая деятельность охватывает почти 60 лет. Воробьев – создатель топографически верных видов (в том числе, ныне не сохранившихся или измененных) и эмоционально окрашенных лиричных пейзажей. Не меньшее значение имели произведения из палестинской серии, которые позволили современникам художника увидеть места, связанные с жизнью Иисуса Христа.


Текст подготовила с.н.с. художественного отдела Кушакова Н.В.