Дмитрий Дмитриевич ​Жилинский

Зима на юге (Автопортрет с мамой). 1974. Архангельский областной художественный музей.

25 мая 2022 г. исполняется 95 лет со для рождения художника Дмитрия Жилинского. Принадлежавший к поколению шестидесятников, он стоял особняком по отношению к определяющему направлению своего времени – «суровому стилю», сконцентрированному на выражении героики трудовых будней, хотя дружил с его представителями и участвовал в совместных выставках.

Его творческая судьба складывалась на редкость благоприятно. Друзьями его родителей, от которых он с детских лет воспринял интерес к искусству, были представители русской художественной интеллигенции, и в их числе Валентин Серов и Владимир Дервиз. Начало его образования было положено сначала в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1944–1946 гг.), а затем продолжено в Институте им. В.И. Сурикова (194–1951 гг.), где среди преподавателей были замечательные русские художники Н.М. Чернышев и П.Д. Корин. Кроме того, ему представилась драгоценная возможность общения с выдающимися людьми искусства своего времени.

Исключительно благотворное влияние на становление Жилинского оказало общение с замечательным мастером графики В.А. Фаворским, творческий профессионализм и высочайшие духовно-нравственные качества которого, составлявшие единое целое, привлекали художественную молодежь.

Уже на рубеже 1960-х гг. активно включившийся в творческий процесс и соединивший участие в выставках с работой в Институте им. В.И. Сурикова уже в качестве педагога, Жилинский определяет главный стержень своего творчества – портрет. Точнее говоря, особый тип портретного жанра, который он разрабатывал, с полным основанием можно классифицировать как «портрет-картина».

Этот жанр имел в России свою историю развития – вспомним великолепные полотна Дмитрия Левицкого (Серия портретов воспитанниц Смольного института, 1770-е гг. ГРМ), Карла Брюллова («Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала», 1842 г., ГРМ) и, наконец, Валентина Серова («Портрет княгини Орловой», 1911 г., ГРМ).

Однако Жилинскому оказалась ближе более старая, предпочтительно западноевропейская традиция светского портрета, имеющая свои истоки в искусстве Северного Возрождения, в частности, в творчестве великого нидерландского художника Яна ван Эйка.

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини». 1434 г. Лондонская национальная галерея.

Д. Жилинский «Молодая семья». 1980 г. Государственная Третьяковская галерея.

При сравнении этих разделенных огромным временным пространством произведений, очевидны черты близости. Вот некоторые из них: портретируемые помещены в сложное заглубленное пространство интерьера; образы раскрываются во взаимодействии обоих персонажей; разработка форм осуществляется преимущественно графическими средствами – с помощью сложного прихотливого рисунка. Сначала очерчиваются контуры, которые затем методично заполняются мелкой штриховкой; цвет же выполняет скорее подчиненную роль.

Таким образом, Дмитрий Жилинский первым среди отечественных художников 2 половины XXв. открыл возможность обогащения языка современной живописи обращением к открытиям мировой художественной культуры. Среди тех, чьи портреты писал Жилинский, преобладают люди духовно и профессионально ему близкие, так или иначе связанные с культурой и искусством: скульптор А. Зеленский с дочерью; любимый учитель В. Фаворский; студенты – скульпторы Суриковского института; семья художника Н. Чернышева; музыканты (Альтист и С. Рихтер), великий физик; интеллектуал и покровитель искусств П. Капица с женой и другие. Число созданных портретов не очень велико. Создание каждого из них было процессом кропотливым, длительным и сопровождалось большим количеством предварительных рисунков. Пространственная структура этих произведений достаточна сложна и часто соединяет, как минимум, двух портретируемых, что дает возможность углубленного раскрытия образов в их сопоставлении.

Собрание Псковской картинной галереи обладает всего одной работой Дмитрия Жилинского – «Два художника» ­­– написанной в 1971 г. на ДВП темперой по левкасу в технике, приближенной к живописи старых мастеров. Этот двойной портрет поступил в музей из Дирекции художественного фонда МК РСФСР в 1986 г. благодаря протекции самого автора, находившегося в дружеских отношениях с псковским архитектором-реставратором Б.С. Скобельцыным. Как автор, так и его друг, были заинтересованы в том, чтобы «штучные» работы находились в собраниях с хорошей репутацией, к которым причисляли и картинную галерею Псковского музея-заповедника. Вскоре после поступления, работа Жилинского «Два художника» была помещена в экспозицию советского раздела галереи.

Д. Жилинский «Два художника». 1971 г. Собрание ПИОМЗ.

Портретируемые – два мужчины разного возраста, в обыденной одежде, помещены в тесное пространство комнаты. Их худощавые фигуры, прислоненные симметрично к краям распахнутой двери, подобны двум высоким, но хрупким колоннам, на которых «держится» композиция. Изображенные не только не позируют, как это часто бывает в портретах, но полностью погружены в себя. Младший (слева) в глубокой задумчивости опустил голову, сомкнув руки «замком». Его поза выражает закрытость, нежелание идти на контакт, как говорят - «упертость». Старший выглядит ненамного более раскованным, его хмуро-озабоченное лицо, обращено «в никуда». Обе фигуры написаны в коричневато-охристых тонах, почти не выделяясь в приглушенном колорите стен и пола. Однако тонкий рисунок обоих силуэтов столь прихотлив, что зритель, невольно прослеживая взглядом изгибы нервного, но не прерывающегося контура, открывает для себя нечто важное в душевном состоянии изображенных. В тишине комнаты, не нарушаемой присутствием других лиц (отраженных в зеркале в глубине темной смежной комнатки), словно бы «повис» неразрешимый вопрос…

«Два художника» – это двое друзей Жилинского – художники-нонконформисты Борис Свешников и Олег Кудряшов, утверждавшие себя в противостоянии официальному направлению. Старший из них в молодые годы имел неприятности из-за своего дворянского происхождения, а затем пережил нелепое обвинение в причастности к подготовке покушения … на Сталина. За этим последовало заключение в тюрьму, семь лет лагерей, ссылка и через десять лет, в 1946 г. – реабилитация. На следствии он сказал: «Художники у нас не свободны в своей деятельности, они рисуют не то, что хотят, а то, что им скажут…».

Второй, Олег Кудряшов, не сумев вписаться в выставочный процесс, обвиненный в формализме, эмигрировал в Великобританию вскоре после появления этого портрета. Перед отъездом он сжег огромное количество своих работ, поскольку ему было запрещено взять их и собой, а в домах его друзей поместилось немногое. Перенеся немало лишений, участвовал во многих выставочных проектах и в конце концов утвердил себя в разных видах изобразительного искусства. После этого, в непростое для России время – в 1997 г. – вернулся на родину и сейчас живет в Москве.

«Два художника» Дмитрия Жилинского всей совокупностью использованных средств выразительности, тщательно отобранных деталей, смысл которых открывается зрителю по мере пристального всматривания, являет собой психологический портрет – картину, повествующую о драматических страницах жизни его собратьев по искусству.