Цифровая культура

Культура в «цифре»

Почему растет интерес к культурному наследию и академическому искусству

Цифровые технологии приходят в музеи, библиотеки и концертные залы, расширяя их аудиторию. Сделать культурное наследие технологичным и по-настоящему доступным для всех — одна из главных целей национального проекта «Культура». Авторы нацпроекта, стартовавшего в России в начале 2019 года, связывают рост качества жизни и социально-экономическое благополучие страны с развитием культурной среды, творческих личностей и цифровизацией этой сферы.

В России в целом за последние несколько лет произошел серьезный скачок в управлении сферой культуры. Появляются официальные должности советника губернатора по культуре, туризму и креативному сектору. В целом финансовая поддержка со стороны местных властей и их открытость к инициативам жителей города — также существенный фактор развития культуры и тесно связанной с ней креативной средой. Со стороны государства чётко видится стремление сделать произведения искусства предельно доступными всем гражданам. Подчёркивается, что одним из драйверов для культурной среды являются цифровые технологии. При этом нет задачи заменить искусство виртуальными технологиями.

Согласно нацпроекту, число обращений к цифровым ресурсам культуры, таким как Культура.рф, история.рф, портал Национальной электронной библиотеки (нэб.рф), Государственный каталог Музейного фонда РФ (goskatalog.ru), платформа «Артефакт» — должно увеличиться в пять раз по отношению к итогам 2017 года и достигнуть 80 млн.


Ключевые показатели эффективности



Технологии уже вдохнули жизнь в один из самых консервативных институтов культур — музеи. После резкого (в 2,5 раза, по данным Государственного института искусствознания РАН) снижения интереса в период 1985–2012 годов сегодня ситуация кардинально изменилась.

По данным опроса ВЦИОМ, интерес и фактическое потребление россиянами культурных продуктов и услуг растет. Посещение музеев, как ранее заявлял директор департамента музеев Минкультуры России Владислав Кононов, достигло 154 млн, что соответствует потоку посетителей 1985 года. Это результат в том числе трансформации их в современные общественные пространства, оцифровки коллекций и внедрения виртуально-информационных пространств, открывающих для аудитории представление о богатстве музейных архивов и экспозиций.

Музеи, библиотеки, архивы — это институты памяти, говорит Владимир Определенов: «Их задачей является создание достоверного пространства знаний, в первую очередь в интернете. Потому что, к сожалению, сейчас сеть состоит из фейков и непроверенной информации. И чем более качественно мы построим вот это достоверное пространство, чем точнее будут ссылки, чем меньше ошибок в перепечатках, тем в целом будет выше и уровень образования и культуры».

Именно поэтому в рамках нацпроекта предполагается размещение контента, направленного на укрепление гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей.

В июле 2020 года Псково-Изборский объединенный музей-заповедник запустил платформу с Цифровой библиотекой в рамках нацпроекта «Цифровая культура» - https://museumpskov.ru/. Были оцифрованы и размещены около 100 книг, статей, журналов, хранящихся в музее и написанных научными сотрудниками. Также была реализована подсистема веб-аналитики на платформе «PRO.Культура.РФ», сопряжённая с сайтом музея. Подсистема «Цифровая культура» даёт возможность проводить веб-аналитику (счетчик) и получать наглядные отчеты, а также отслеживать источники трафика музейного сайта. Инструмент позволяет оценить посещаемость сайта и поведение пользователей на нем с помощью пяти метрик:

  • Посещения.
  • Уникальных посетителей.
  • Все страницы сайта, которые посещает пользователь.
  • Точек входа пользователя.
  • Глубины просмотра.

С начала работы музейной платформы и по настоящее время создана и пополняется база фондов музея с подробными аннотациями об истории бытования той или иной коллекции. Теперь виртуальный посетитель из любой точки земного шара может ознакомиться с историей и фондами одного из старейших музеев России.

В настоящий момент можно констатировать факт повышения посещаемости музейного сайта в 7 раз. Ранее на прежний музейный сайт ежедневно заходило 3-4 человека в день. Сегодня эта цифра стабильно превышает 20-30 человек. Только за 1,5 месяца работы платформы было 2045 уникальных посетителей, 16 042 просмотра. За 2019 год показатели посещаемости старого музейного сайта остановились на отметке 8815 просмотров, за первое полугодие 2020 года совокупная статистика посещаемости старого и нового музейного сайтов составила 22 662 просмотра.

Следующим шагом музея станет подключение к платформе дополненной реальности «Артефакт» также в рамках нацпроекта «Цифровая культура».

Также среди уже работающих проектов Псковского музея-заповедника можно отметить портал PRO.Культура.РФ (АИС ЕИПСК) – бесплатную цифровую платформу для учреждений культуры и организаторов культурных мероприятий, и портал "Культура.РФ", показатели посещаемости которого существенно увеличились в период самоизоляции и закрытия учреждений для посетителей.

Культура.РФ - медийный проект Министерства культуры РФ, обеспечивающий доступ ко всему многообразию культурного наследия России. Одним из ключевых направлений платформы является видеоконтент. В экстремальных условиях карантина Псково-Изборский музей не мог пройти мимо такого инструмента, являющегося дополнением и эффективным расширением деятельности музея. Чтобы не прерывать экскурсионную деятельность и доступ граждан к объектам музейного показа сотрудники запустили серию видеоэкскурсий и прямых трансляций, которые просмотрело более 130 000 человек за период карантина.

Также Псково-Изборский музей занял прочную нишу в разделе "Афиша Псковской области", где представил 10 фильмов и видеозаписей экскурсий.

На сайте Министерства культуры РФ есть раздел "Культурная жизнь регионов", где Псковская область представлена в разделе Северо-Западного региона видеороликами Псково-Изборского музея-заповедника. С сайта Министерства можно пройти по ссылкам на вышеперечисленные профильные площадки.