«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

ИКОНЫ СВЯТОГО МУЧЕНИКА ХРИСТОФОРА ПСЕГЛАВЦА XVII и нач. XVIII вв.

25.09.2020

Псковский музей-заповедник обладает тремя иконами с изображением св. мученика-воина Христофора редкой ныне иконографии. Сейчас в пространстве экспозиции «Культура и искусство древнего Пскова» представлены три иконы св. воина Христофора Псеглавца. Его «сказочный» облик, пожалуй, лучше прочих выявляет характерную для псковитян упорную приверженность традициям. На иконах, которые происходят из храмов Псковской области, изображён святой воин-мученик, известный с раннехристианских времён. Написан он в древней традиции, восходящей к искусству стран Балканского полуострова. Его активное почитание началось в середине XVI в., во времена правления царя Ивана Грозного.

В результате церковной реформы середины XVII в. образ Псеглавца не был рекомендован для почитания. В противоположность сохранённому, вопреки требованиям официальной Церкви зооморфному лику святого, живопись этих икон вполне соответствует изменениям в искусстве иконописания на протяжении трёх столетий: XVII, XVIII и XIX вв.



  1. Св. воин-мученик Христофор Псеглавец, XVII в., из ц. Николы Чудотворца в Любятове. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
  2. Св. воин-мученик Христофор Псеглавец, нач. XVIII в., происхождение неизвестно, в псковский музей поступила в 1930-е гг. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
  3. Св. воин-мученик Христофор Псеглавец, нач. XVIII-XIX вв., ц. Вознесения Христова в с. Локня. РПЦ.


Доступность для почитания образов с данной иконографией было возможно лишь в церквях, удалённых от митрополий. По всей видимости, решение о оставлении в моленном пространстве или о необходимости исправления той или иной иконы святого принимали, в основном, настоятели храмов. Некоторые изображения святого Христофора, действительно, исправляли. В большинстве же случаев иконы, запрещённые к почитанию, сохранялись в ризницах соборов и церквей. А традиция изображения святого Христофора в образе воина с песьей головой впоследствии продолжала сохраняться лишь в иконописи старообрядцев.

О истории отношения церковных властей к образу св. воина Псеглавца свидетельствует Указ, который хранится среди рукописных документов музейного Древлехранилища (фонд Троицкого собора). Это Указ епископа Псковского и Рижского Иннокентия [Нечаева] об исправлении или изъятии из употребления по всей епархии икон мученика Христофора «съ песiю главою» от июля 30 1765 г.



Содержание. Дан из Псковской Духовной консистории Псковской тиунской палаты благочинным Петропавловского собора протопопу Иакову Космину и Никольской церкви со Усохи священнику Павлу Архипову для распространения. В пригороде Опочке в Фоминской церкви был образ мученика Христофора с песию главою. Когда об этом донесли архиерею, то он в своей резолюции от 13 июля 1765 г. велел: «онои образъ с(вя)таго мученика Христофора какъ в показанном мѣстѣ такъ i во всей Его Преос(вя)щенства Епархiи гдѣ находится приказать немедленно исправить iли совсем отставит(ь) и хранить во удобном мѣстѣ, а приказать писать не с песiею но с человѣческою главою».

Автор статьи: старший научный сотрудник Художественного отдела М.А. Дубровская.