«ПУТЕШЕСТВИЕ ОДНОГО ЖУРНАЛА…»
02.03.2021В прошлом сообщении говорилось о мастере переплетной мастерской, который работал на Императорский Дом и прославился умением переплетать книги, журналы и альбомы в роскошные «одежды». И узнали мы об этом человеке по экслибрису-наклейке, которая была помещена на переплетной крышке.
Экслибрис – это особый ярлык с именем владельца книги, который размещают на ее форзаце. Он появился в XV веке и "метил" издание как принадлежащее коллекции какого-либо монастыря, библиотеки, частного лица. В XVII веках в кругах европейских знати вошло в моду иметь большие собрания книг. Экслибрис стал частью уникального дизайна издания, такие метки стали изготавливать с фантазией. Помимо бумажных экслибрисов, появились кожаные и металлические ярлыки, а также созданные вручную гравюры.
В настоящее время многие древлехранилища нашей страны активно занимаются изучением истории происхождения своих фондов. В этой связи возрастает интерес и к экслибрисам. Именно экслибрис является связующим звеном между книгой и ее владельцем. По словам С. Г. Ивенского, «задача экслибриса – оживлять, очеловечивать до того обезличенную, “ничейную” книгу» (Ивенский, С. Г. Искусство книжного знака. – Ленинград, 1966. – С. 21). И действительно, экслибрисы – книжные знаки – это не только свидетельства владельческой принадлежности, но и своеобразные исторические документы. Они помогают осветить историю одной из сторон жизни российского общества – организацию культуры чтения, становятся источниками определенных книговедческих сведений. Любой книжный знак является свидетельством существования библиотечного собрания.
Рассматривая переплеты книг, конволюты журналов, мы часто встречаем такие знаки. Возвращаясь к изданию журнала «Ежегодник императорских театров» за 1896 год, мы находим интересные экслибрисы и, конечно же, загадочные истории про владельцев этого журнала.
Хочется еще раз напомнить о том, что журнал «Ежегодник императорских театров» это – элитное издание, ориентированное на любителей театра, разного рода искусств. Альманах завоевывает внимание читателя поистине имперским размахом оформления: в качестве иллюстраций были использованы репродукции картин великих мастеров, портреты деятелей искусств, виньетки с изображением театральных масок. Большое внимание уделялось качеству иллюстраций. Для высочайших особ и библиофилов печатались именные экземпляры на бумаге лучших сортов.
Наш журнал также содержит владельческую надпись, из которой мы узнаём первого владельца альманаха.
Это князь, статс-секретарь, сенатор, русский дипломат и историк Алексей Борисович Лобанов-Ростовский.
Алексей Борисович Лобанов-Ростовский родился 18(30) декабря 1824 г. в имении матери в Воронежской губернии. Четвертый из пяти сыновей действительного статского советника, камергера князя Бориса Александровича Лобанова-Ростовского. Из древнего княжеского рода.
Образование получил в Императорском Александровском лицее, который окончил с золотой медалью. В декабре 1844 г. в чине титулярного советника начал службу в Департаменте хозяйственных и счетных дел МИД.
Посол России в Турции (1859-1863, 1878-1879), где ему удалось добиться подписания Константинопольского мирного договора (1879). Посол в Великобритании (1879-1882), Австрии (1882-1895), Германии (1895). Министр иностранных дел России (1895-1896).
Участвовал в составлении секретного русско-китайского договора о союзе и о строительстве КВЖД и подписании с Японией протокола Лобанова-Ямагаты о совместных действиях в Корее (1896).
18 (30) августа 1896 г. А Б. Лобанов-Ростовский скончался от сердечного приступа. В отечественной и иностранной печати выражалось сожаление об утрате «мудрого и осмотрительного руководителя внешней политики России» как раз в то время, когда перед европейской дипломатией встал ряд серьезных проблем.
За многолетнюю государственную деятельность удостоен всех высших российских (Св. Анны 1-й ст., Св. Владимира 1-й ст., Св. Александра Невского, Св. Андрея Первозванного с бриллиантовыми знаками (1895)), многих иностранных орденов, награждался медалью в память войны 1853-1856 гг.
С молодых лет большой любитель отечественной истории, Лобанов-Ростовский составил значительную коллекцию писем, автографов, мемуаров, других материалов по истории России XVIII в. На основе собранных им русских архивных исторических материалов XVIII - XIX вв. поместил ряд статей в «Русской старине». Сотрудничал в журнале «Русская старина» и «Русский архив». Он владел редким собранием портретов и коллекцией монет. Был известен и как крупный генеалог русских дворянских родов: в 1873-76, а затем в 1895 (в 2-х тт.) опубликовал «Русскую родословную книгу». Деятельность князя в науке получила высокую оценку: его избрали почетным членом Императорской Академии наук и почетным членом Совета библиотек.
В библиотеке князя А. Б. Лобанова-Ростовского были рукописи, книги по истории России, Франции и Французской революции XVIII в.; истории русского дворянства, геральдике, генеалогии, археологии, нумизматике, международному праву, политике, дипломатии, философии, медицине, сельскому хозяйству, богословию, истории церкви.
Не случайно экземпляр под номером 62 был отпечатан специально для него и его необычный экслибрис украсил форзац альманаха.
Экслибрис-наклейка декоративный, шрифтовой, литографированный ярлык со стилизованной под старинную вязь надписью:
«Князь Алексий Борисович Лобанов-Ростовский»
На этом же форзаце мы видим еще один экслибрис – вензельный знак частной библиотеки Николая II, это второй владелец журнала.
Как же альманах оказался в библиотеке императора?
Журнал был напечатан в 1896 году, и в этом же году князь Лобанов-Ростовский умирает.
После смерти владельца большая часть библиотеки – 8 429 томов, в составе которой имелись ценные издания, материалы по истории России, преимущественно XVIII столетия, в том числе собрание писем князя Безбородко к графу Н. П. Панину, истории Франции и французской революции, международному праву, философии, медицине, генеалогии, дипломатии, была приобретена императором Николаем II. Эту коллекцию разместили в отдельных шкафах залов Зимнего дворца. Она являлась двенадцатой из числа «его величества» библиотек.
После 1917 г. книжная коллекция князя А. Б. Лобанова-Ростовского из собрания Николая II оказалась в нескольких книгохранилищах страны, в том числе и в нашем музее. Благодаря стараниям Л.А. Творогова, ангела-хранителя наших фондов и по сей день.
Продолжение следует…
Автор статьи: старший научный сотрудник отдела книжных фондов и письменных источников Н.В. Родникова