«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

ВЕНГЕРСКИЙ ТОПОР ИЗ ПСКОВСКОЙ УСАДЬБЫ

28.07.2021

В 1963 г. в Псковский музей поступил топорик с отломанной рукояткой. Этот предмет был передан в музей С.Э. Вавуль внучкой Б.А. Целинского, владельца имения Грузинское, расположенного в нескольких километрах от Пскова. Артефакт имеет небольшое лезвие (8 см.) в виде секиры, с противоположной стороны размещен «восьмиугольный молоточек».


Размеры, а также особенности строения сохранившейся части рукоятки, позволяют предположить, что перед нами топор-посох. Именно у таких топоров наряду с так называемыми чеканами, бытовавшими в восточной Европе с VI в., размер лезвия варьировался обычно от 6 до 8 см. Такие топоры до недавнего времени были широко распространены в регионе Карпатских гор. На территории западной Украины гуцулы их именуют бартка или топiрец, словаки, чехи и моравы – valaška, жители венгерско-словацкого пограничья obušek/obušok, венгры – fokos, balta, kanaszbalta, juhaszbalta, betyárbalta, balaska, румыны – baltag, baltac, toporas pastoral, польские гурали – ciupaga, жители польской Силезии – obuszek.


Топоры данного типа имеют определенные отличительные особенности. В частности, у них как правило длинная рукоять от 70 до 110 см. в зависимости от роста владельца. Это связанно с использованием предмета в качестве трости при ходьбе. Они так же имеют узкое лезвие, необычно малый вес. В качестве материала для изготовления рукояти предпочитали бук или ясень. Он использовался в Карпатских горах для рубки лиственных пород деревьев — дуба, граба, вяза и ясеня.


Теперь следует уделить внимание локальным вариациям данного топора. В Польше, Словакии и Галиции, обух практически всегда делался плоским, чтобы обеспечить большее удобство при использовании валашки в качестве посоха, в отличии от вариантов, которые использовали в Венгрии. Валашки с молоточком на конце, имеющие лезвие в виде секиры, были характерны для мадьяр (напомню, что они назывались фокош). На это указывает и отличие метода сборки топорища валашки. Характерная сборка для славянских групп населения Карпат представляла собою длинное и прямое топорище своим тонким задним концом, вставленное спереди в проушину бойка, продетое сквозь него всей своей длиной и заклиниваемое в этом отверстии утолщённой передней частью. По мнению гуцулов крепление за счет вбивания клина гораздо менее надежное.


Кроме того, у фокоша, отверстие для рукояти, как правило было круглое, а не овальное как у большинства славянских топоров. В данный экземпляр фокоша вбито два клина, один выдается вперед, косвенно свидетельствуя о более позднем происхождении. Это наиболее архаичный вариант, сближающийся по своему внешнему виду с исходными топорами данного типа пришедшими в восточную Европу из Азии посредством вторжения кочевых групп в VI–VIII вв. На обратном конце рукояти часто встречались металлические навершия для того, дабы не повредить топорище при использовании валашки в качестве трости. Реже можно было встретить заостренные металлические навершия, что придавало этому топорику еще большую функциональность и удобство.

Распространенность этого оружия/инструмента обусловлена его многофункциональностью и относительной дешевизной, следовательно, и доступностью для широких масс населения. С валашкой в качестве трости ходили пастухи, ею рубили дрова, использовали для самообороны. Это одно из самых распространенных орудий карпатских бандитов и повстанцев. Не случайно национальный герой Словакии Юрай Яношек почти всегда изображается именно с этим топором-посохом.

После ряда народных восстаний со стороны русин, населяющих предгорья Карпат, был принят запрет на изготовление топоров-посохов из железа и стали. По этой причине на территории их проживания в Австро-Венгрии во второй половине XIX – начале ХХ вв. стали абсолютно доминировать изделия из латуни, меди и серебра. На территории Западной Украины и в наши дни большинство валашек делается именно из латуни и меди.

В начале XIX в. некоторые гусарские полки в Венгрии еще имели фокоши на вооружении, но во второй половине XIX столетия они были сняты с вооружения. Однако, в конце XIX – начале ХХ вв., когда боевое значение фокоша окончательно утратилось, почти каждый инструмент начали украшать резьбой и эмалью. До этого времени декорированные изысканной резьбой экземпляры были доступны немногим и их редко использовали по прямому назначению.

В этот период валашка становится принадлежностью национального костюма, обязательным атрибутом каждого взрослого мужчины. К примеру, в гуцульской культуре, по обычаю, с исполнением двадцати лет каждый парень торжественно получал право носить широкий пояс и валашку. В такой экипировке можно было уже и жениться, и «на большую дорогу» выходить.

Автор статьи – старший научный сотрудник исторического отдела Матюхин О.А.