Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Необычное приключение французов в Пскове

11.08.2014

Псковский музей-заповедник посетил праправнук И.Е. Репина


В лето 2014 года
месяца августа в 7-й день.


В летний день в дверях Псковского музея-заповедника появился мужчина среднего роста, с вьющимися волосами, в очках, которые не скрывали живой заинтересованный взгляд. Это Иван Дьяконофф – праправнук Ильи Ефимовича Репина, известного художника, прославленного портретиста, ректора Академии художеств в Петербурге.



Вот уже несколько лет Иван Дьяконофф из французского города Лиона путешествует по России и знакомится с жизнью и творчеством своего знаменитого предка. Побывал он уже и в Третьяковской галерее в Москве, и в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, и в музее-усадьбе И.Е. Репина «Здравнево» (Белоруссия), и, конечно же, в «Пенатах» (Ленинградская область). И вот обстоятельства сложились таким образом, что Иван Дьяконофф приехал в славный древний город Псков, где его ждала удивительная встреча с русской стариной в Поганкиных палатах и замечательной Картинной галереей Псковского музея-заповедника с работами И.Е. Репина.



Сотрудники музея подошли к организации встречи творчески: Поганкины палаты – главное здание музея - показала жена Сергея Ивановича Поганкина, Февронья. Она рассказала о самых ценных предметах, хранящихся в музее, и открыла некоторые тайны самих палат.



Её повествование прервала протяжная красивая русская народная песня в исполнении детского коллектива из Дома детского творчества города Пскова под руководством Евгении Владимировны Листковой. Под наигрыш «Скобаря» и псковские частушки гости из Франции закружились в танце. Иван и его супруга почувствовали себя «князем» и «княгиней» в гостеприимном русском доме. Затем все переместились в Картинную галерею Псковского музея, где основной рассказ сосредоточился у полотен И.Е. Репина.



«Портрет генерала Алексея Николаевича Куропаткина», созданный в 1901-1903 годах И.Е. Репиным, поступил в Картинную галерею Псковского музея-заповедника в 1930 году из Государственного Русского Музея (г. Санкт-Петербург). Это этюд для картины «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения». Заказ на эту картину Репин получил от царского двора. В заседании Государственного Совета принимало участие шестьдесят важных персон того времени. Илья Ефимович соглашается на эту грандиозную работу с условием, что каждый из участников заседания будет портретирован отдельно. В работе над «Торжественным заседанием Государственного Совета 7 мая 1901 года...» Илье Ефимовичу помогали его ученики Куликов И.С. и Кустодиев Б.М. Было написано множество этюдов как в самом зале Госсовета, так и в мастерской художника. В этом ему помогли фотографические снимки, на которых были запечатлены общие планы зала, где проходило заседание, и каждое чиновничье лицо. Алексей Николаевич Куропаткин (1848-1925) - генерал, государственный деятель, автор военно-исторических и военно-географических работ. Он - участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, главнокомандующий русской армией в Русско-японской войне. Последние годы жизни провел на юге Псковской губернии в родовом имении Шешурино. Обладал ценной библиотекой (около двенадцати тысяч томов), в которую вошли копии документов по истории Русско-японской и Англо-бурской войн, а также военная литература. Часть этой библиотеки в настоящее время находится в отделе рукописных и редких книг Псковского музея-заповедника.



«Портрет Николая Дмитриевича Ермакова» написан И.Е. Репиным в 1914 году. Поступил в картинную галерею Псковского музея-заповедника в 1930 году из Государственного Русского Музея, ранее портрет находился в собственной коллекции Н.Д. Ермакова. Об этой работе Ильи Ефимовича будет написано в «Биржевых ведомостях» от 14 декабря 1914 года следующее: «Разве не совершенство его портрет Н.Д. Ермакова? Я не говорю уже о колорите и о превосходном рисунке. Какое искусство уловить в повороте головы или руки, украшенной драгоценными кольцами и золотым часовым браслетом, всю до тонкости всю психологию изображаемого лица». Николай Дмитриевич Ермаков (1867 – 1927) - полковник Генерального штаба Русской армии, врач, коллекционер художественных произведений, меценат. Находился в дружеских отношениях с И.Е. Репиным, часто бывал в Пенатах. С 1911 г. по 1913 г. - председатель общества им. А.И. Куинджи. После революции, опасаясь за свою коллекцию, большую часть сдал на временное хранение в Русский музей. Сам же Н.Д. Ермаков в 1919 году вместе с семьей перебрался в Финляндию, поселился в Теориках, где и умер в 1927 году.



Картина «Зима. Пенаты», принадлежащая кисти И.Е. Репина и созданная им в 1894 году, предположительно в период зимнего посещения художником Здравнего (ныне музей-усадьба И.Е. Репина в Белоруссии), поступила в Картинную галерею Псковского музея-заповедника в 1930 году из Государственного Русского Музея (г. Санкт-Петербург). На картине внизу в центре есть надпись: «1894 И Е.Рѣпинъ»

Замечательная работа художника «Улица в Тифлисе» на обороте имеет авторскую надпись «Этюд, написанный мною на улице Тифлиса. Илья Рѣпинъ.1881.». Она поступила в Псковский музей-заповедник в 1929 году.

В настоящее время эти работы представлены для всеобщего обозрения в парадном зале Картинной галереи Псковского музея.

Псковский музей-заповедник благодарит всех, кто принимал участие в подготовке и проведении этой встречи, а также за хорошее настроение и приятные воспоминания об этом дне.