Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Дар псковских художников Музею-заповеднику

12.08.2014

Работ оказалось столько, что для их презентации не хватило мольбертов…

Художник создаёт свои работы наедине с собой и в конечном итоге постепенно расстаётся с большей частью своих «детищ», чтобы рождать новые и продолжать развиваться в своём творчестве. Передача в дар или продажа в частные руки, галереи и музеи - это, ко всему прочему, ещё и проверка плодотворности своих трудов.

Инициаторами дара «Псковская коллекция», финансируемого Псковской областной администрацией, Картинной галерее музея-заповедника стали сами псковские художники – Геннадий Байгулов, Ирина Гладун, Ирина Гурская, Анатолий Жбанов, Юрий Жулин, Александр Кузьмин, Борис Николаев, Анатолий Портнягин, Валентин Решетов, Николай Самойленко, Виктор Тимофеев и Эдуард Шарипов. Они не только предоставили свои работы, но и при деятельном участии руководителя проекта Ирины Жбановой обогатили состав «Псковской коллекции» произведениями безвременно ушедших собратьев по художественному цеху, почтив память Валентина Васильева, Анатолия Никонова, Эдуарда Тарасевича, Владимира Троицкого и Александра Шершнёва. В общей сложности дар составил 29 работ, в числе которых живопись, графика, объекты. Все они удачно репродуцированы в цветном буклете, специально изданном рабочей группой проекта крохотным тиражом.



Живопись, количественно преобладающая в «Псковской коллекции», очень различна, в том числе и в стилистическом отношении. Два натурных живописных этюда Г. Байгулова, относящиеся к 1980-годам запечатлели знакомые, но со временем претерпевшие изменения, исторические уголки Пскова, сохранив свежесть первоначального авторского впечатления.




Нежная трепетная живописная поверхность работ А. Портнягина, где по-импрессионистски сплавлены цвет предметов и окружающая их световоздушная среда, не только делает их привлекательными для взора зрителя, но и передаёт особенность авторского восприятия мира.


Впервые в состав фондов Псковского музея-заповедника войдёт работа Б. Николаева. Кто только до него не писал живописно стоящую церковь Николы с Гребли - однако он сделал это по-своему и с искренним чувством.


В «Псковской коллекции» зритель увидит и детские грёзы, зашифрованные в сложной фактурной поверхности картины И. Гурской («Мишины сны», 2009), и лёгкие, прозрачные тональности пейзажей, созданных «порхающей» кистью И. Гладун («Париж. Карусель», 2014, «Павловск. Середина лета», 2005), и декоративные фантазии Ю. Жулина («Отблески», 2011, «Гадалка», 2005), и изящный «модильянистый» портрет жены Н. Самойленко, и безупречно построенные композиции смысловых объектов В. Тимофеева («Гадкий утёнок», 2008; «Разделяй и властвуй», 2008; «Композиция», 2008; «Жёсткий хлеб», 2007).

Большой акварельный «Портрет М.И. Семёнова» (2010), сделанный А. Кузьминым - пока единственное в своём роде изображение этого знаменитого псковича в фондах нашего музея. Убедительное портретное сходство, «говорящий» архитектурный фон сообщают акварельному листу основательность картины.

В отличие от А. Кузьмина, чью работу можно отнести к разряду «портретов-воспоминаний» или «воображаемых портретов», А. Жбанов писал групповой портрет своих знакомых-односельчан непосредственно с натуры – так сказать «с пылу с жару» («Аисты прилетели», 2009). Этот холст представляется нам одним из наиболее сильных в ряду других заслуживающих внимания работ талантливого живописца.

Весомой частицей «Псковской коллекции» стали холсты В. Решетова, увлечённого творчеством одного из главных «генераторов идей» начала XX века настолько, что его вполне можно причислить к заочным ученикам Павла Филонова («Отражение», 2002). Однако это не помешало автору убедительно и по-своему запечатлеть трогательное и искреннее раскаяние человека («Святой Пётр», 2001).

Собрание Псковской картинной галереи формировалось постепенно и с момента поступления первых произведений изобразительного искусства прошло более 100 лет. Процесс этот проходил в достаточной мере стихийно, однако в результате к началу XXI века сложилась музейная коллекция со своими особенностями - основа экспозиции русского изобразительного искусства XVIII - нач. XXI вв. и временных тематических выставок.

С началом «эпохи постмодернизма» художественные фонды пополняются произведениями, которые раньше трудно было представить в пространстве музея, тем более провинциального. К ним можно отнести и две работы Эдуарда Шарипова, являющиеся чем-то пограничным между объектом и станковой картиной. Удивителен прежде всего использованный художником материал. В одном случае это старый кусок железа («Взгляд», 2006), из ржавой поверхности которого проступает нечто нерукотворное.

В другой работе Шарипова («Сельский учитель физики», 2010) в качестве основы портрета взят фрагмент то ли забора, то ли стены бедного сельского жилища. В редком по аскетизму использованных средств произведении изображение юного подвижника перерастает рамки портретного жанра.

Думается, что инициатива, удачно названная «Псковской коллекцией», может быть продолжена и составляющие её работы, войдя в собрание Картинной галереи, будут не только храниться для потомков, но и работать на выставках для ныне здравствующих зрителей.
Н.И. Салтан