Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

АЛЕКСАНДР САМОХВАЛОВ. 1894-1971

09.12.2014

Две картины из собрания Псковского музея-заповедника временно переданы в Государственный Русский музей, где в корпусе А.Н. Бенуа с 27 ноября 2014 до 9 марта 2015 года открыта большая персональная выставка А.Н. Самохвалова (1894-1971).

Александра Николаевича Самохвалова, известнейшего русского художника XX века, ученика К.С.Петрова-Водкина, заслуженно причисляют к классикам советской эпохи. Его творческое наследие огромно и представляет интерес на различных этапах. Однако особое внимание привлекают его ранние работы 1920-30-х годов, к которым как раз и относятся упомянутые произведения из псковского собрания.

Самохвалов А.Н. Бык Мишка. 1930-32 гг.

Первая из них, «Бык Мишка» (1930-32гг.), из числа работ знаменитой серии «Коммуна Ленинский путь», куда входили графические и живописные работы, повествующие о жизни коммуны, организованной в апреле 1929 года в селе Богдановском (Бежаницкий район Псковской области).

«Буря народного гнева смела с лица земли помещичий дом» - писал позднее в своей книге «Мой творческий путь» художник. Коммунары обосновались в надворных постройках бывшего имения Философовых среди великолепного старинного парка. Художник писал поля, возделанные коммунарами, уборку сена, сцену тракторной молотьбы, портреты механиков, полевых работниц и председателя коммуны Матвея Ткачёва. Героем отдельного «портрета» стал любимец коммунаров племенной бык по имени Мишка, за которым ухаживала специально приставленная работница.

Этот небольшой холст, выполненный в стилистике уже сформировавшегося мастера, соединяет изящество формы, изысканность цветовой палитры с гротеском. Работа была приобретена в 1980 году от вдовы художника, М.А.Клещар-Самохваловой (Ленинград).

Самохвалов А.Н. Девушка в желтой кофте. 1925 г.

В том же году, но уже от дочерей от первого брака, А.А. и М.А. Самохваловых, музей приобрёл значительное количество графики и вторую, ещё более раннюю живописную работу «Девушка в жёлтой кофте» из серии «Деревня Наволок» (1925 г.). Образ полной жизни цветущей молодой женщины, без сомнения, колоритен, однако образный язык художника здесь ещё находится в стадии формирования. Именно поэтому работа представляет интерес для выставки Русского музея, демонстрирующей творчество мастера в развитии. Любопытно, что на обороте «Девушки в жёлтой кофте» есть совсем уж ранняя живописная работа А.Н.Самохвалова - портрет его первой жены Е.П.Самохваловой (1916-17 гг.). К сожалению, его не смогут увидеть посетители выставки, так как изображение молодой женщины частично утрачено и к тому же оказывается перевёрнутым. Однако для узкого круга - специалистов Русского музея – эта оборотная сторона холста, где рука мастера ещё совсем не определилась, будет также весьма интересна.

Салтан Н.И.