«Бабушкины сказки» Натальи Салтан.
С 23 июня в вестибюле Псковского музея-заповедника откроется выставка кукол, автором которых является старший научный сотрудник художественного отдела Наталья Ивановна Салтан. Вход на выставку свободный.
С 1993 г Наталья Ивановна занимается росписью круглых деревянных форм, а первые деревянные куклы появились в 1999 году. Темы работ - русская старина, патриархальный быт деревни и провинции. С 1999 г автор входит в гильдию народных мастеров Псковской области по декоративно-прикладному искусству. Неоднократный участник отечественных и зарубежных выставок.
Наталья Ивановна, расскажите, как все начиналось.
Однажды в моих руках оказалось выточенное на токарном станке деревянное яйцо. Привычная форма вдруг увиделась заново - как маленькая модель Земли с куполом неба, холмами, деревней, церквушками... Круг сюжетов определился сразу: некий идеализированный мир ушедшей в небытие Руси с ее патриархальным укладом и старинными обычаями.
Позднее произошло следующее - купчихи, мужики, деревенские дети вышли из иллюзорного мира яичных росписей и переместились в трёхмерное пространство, обрели объём и предстали в виде деревянных кукол. В отличие от неваляшек и традиционных матрешек они стоят на собственных ногах и имеют вполне индивидуальные физиономии. В каждой из них я пытаюсь передать то, что называют «русской статью» и «русским характером».
Среди многих обстоятельств, ставших толчком к творчеству, главным была моя работа в музее, постоянное и близкое общение с музейными подлинниками, архитектурной стариной. Чего стоили, например, бесконечные хождения в Поганкины палаты, в том числе и ночные, в связи с капризами сигнализации! В конечном итоге накопившиеся впечатления однажды вырвались наружу. Каждый раз, касаясь резцом чурбачка-заготовки, из которой может появиться новый персонаж, я не знаю, что (точнее - кто) получится в итоге и лишь стараюсь угадать, что скрывает в себе кусок березы, липы или ольхи. Нечто подобное, вероятно, чувствует наивный художник, опирающийся на интуицию и безотчетную тягу к творчеству.
Мне довелось знать двух таких самобытных деревенских скульпторов – В. Дмитриева и М. Коппаса, держать в руках их работы, устраивать выставки. А после того, как их не стало – захотелось взять в руки резец т представить себя на их месте, хотя понимала, что преемственности получиться не может... А получилось нечто вроде сувениров. Впрочем, сувенир – это подарок на память.
Наталья Ивановна, вы вкладываете особый смысл в название выставки – «Бабушкины сказки»?
Два года назад в Псковском музее уже прошла выставка моих работ. Она называлась «Музейный сувенир». Такое название было продиктовано стремлением найти и выразить некую подспудную связь с народным традиционным искусством, придать новый смысл (более высокое, штучное качество) самому понятию «сувенир». С тех пор у меня появилась внучка Анфиса и новые работы на сказочные темы, ставшие её игрушками.