Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

К 170-летию В.Е. Маковского (1846-1920) и к 95-летию Картинной галереи в рамках празднования 140-летия Псковского музея

09.02.2016

Картинная галерея Псковского музея-заповедника, открытая 1 апреля 1921 года, расположена на двух этажах здания бывшей Художественно-промышленной школы имени псковского мецената Н.Ф. Фан-дер-Флита. Несмотря на небольшие размеры экспозиции, она даёт представление об основных этапах развития русского искусства XVIII-XX веков. Состоящая из полотен и графических листов, псковская Картинная галерея ещё в довоенный период получала восхищённые отзывы современников, в том числе и знаменитых. «Здесь посетителя, даже немало искушенного... ждёт истинное наслаждение...», - писал Игорь Грабарь.

Ведущим принципом экспозиции является историко-монографический. Работы, созданные в XVIII XIX вв., выставлены в просторном зале второго этажа. Большая часть галереи отведена портретным произведениям XVIII – первой половины XIX в., многие из которых поступили из местных источников. Произведения второй половины XIX века и творчество художников-передвижников (организаторов и экспонентов ТПХВ – Товарищества передвижных художественных выставок) представлены работами, полученными из центральных хранилищ. Изображение повседневной российской действительности во всех её многообразных преломлениях – предмет их творчества. Пейзажные композиции А. Саврасова, Ф. Васильева, И. Шишкина, портреты, выполненные Н.Н. Ге и И.Н. Крамским, соседствуют с композициями жанрового характера.

Маковский В.Е. «Пряха». 1880 г.

К числу наиболее характерных для второй половины XIX в. принадлежит работа Владимира Егоровича Маковского, выставленная в парадном зале картинной галереи Псковского музея-заповедника. Картина под названием «Пряха» подписана и датирована самим художником 1880 годом. На фоне бревенчатой стены сарая расположилась пряха – немолодая женщина с обветренным загорелым лицом в окружении крестьянских детишек разных возрастов. При рассмотрении небольшого холста возникают ассоциации со стихотворными строками Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». Как поэта, так и художника, коснулось «души умиленье» при изображении тех, в которых, по словам поэта, «столько людской доброты». Непритязательное подробное повествование было сделано Маковским в Саратовской губернии в числе нескольких «детских» работ жанрового характера. Детская тематика увлекает художника со времени рождения его старшего сына Александра (1869 г.) и сопровождает всю жизнь.

Маковский Владимир Егорович. Автопортрет. 1905 г.

Владимир Егорович родился в центре Москвы в 1846 г., вырос в доме отца – Е.И. Маковского (бывшего одним из создателей МУЖВЗ – Московского училища живописи, ваяния и зодчества) в доме, где собирались те, кто ныне для нас определяет отечественную культуру той эпохи. Непосредственным учителем его были ученики А.Г. Венецианова – С.К. Зарянко и Г.В. Сорока. Работы обнаруживают корневую зависимость от интерьерных произведений 1840-60-х гг. Идиллические домашние сцены, в которых присутствуют члены его семьи (отец и пятеро детей) и гости дома, особенно для него привлекательны тематически.

Период расцвета творчества В.Е. Маковского относится к 1870-80-м годам. Многообразие людей разных сословий, сцены судов, крах банков, эпизоды с революционерами – излюбленные во времени – решены у Маковского без особых социальных акцентов. Не случайно один из организаторов и идеологов передвижничества И. Крамской писал: «Смело могу сказать, что в Европе такого художника нет, да, если всё сказать, что думается, то и быть не может». Величайшую симпатию питал к нему П.И. Чайковский. Л.Н. Толстой выделял его как необходимое для российского народа. Подобных отзывов можно привести много. Среди наиболее известных его работ: «Ночное» (1872 г.), «Крах банка» (1881 г.), «Свидание» (1883 г.).

Владимир Егорович Маковский работал много и плодотворно как художник-бытописатель, живописец-жанрист, иллюстратор. Писал он также иконы. С 1872 г. был членом ТПХВ. В 1873 г. получил звание Академика, в 1892 г. – профессора. Много преподавал. С 1892 г. по 1894 г. в МУЖВЗ. 1894-1919 гг. – профессор Высшего художественного училища Академии художеств. 21 февраля 1920 г. Владимир Егорович скончался и был похоронен на Смоленском кладбище Москвы. Он принадлежал к числу художников-реалистов, творчество которых собирало толпы зрителей и было наполнено искренней любовью к России.

Антипова Р.Н., искусствовед,

сотрудник Псковского музея-заповедника