«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«Крутого замеса человек…Выварен в самых крутых щёлоках эпохи»

10.03.2016

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося русского живописца 2-ой пол. XX века Евсея Евсеевича Моисеенко (1916 - 1988) и 95 лет со дня создания Картинной галереи.

Творчество его, включающее в себя полотна разных жанров, покоряет своей живописной мощью и обладает особым качеством историзма.

Главным содержанием картин Моисеенко стали две войны - Гражданская и Великая Отечественная. Между ними - жизнь и судьба целого поколения, в том числе - семьи художника, включая его самого, пережившего в те годы радость победы и горечь плена.

Моисеенко Е.Е. "Старик"

Из шести работ, полученных Псковским музеем в 1981 году непосредственно из рук автора, центральное место занимает большое полотно «Старик» (1980), находящееся в постоянной экспозиции Картинной галереи Псковского музея-заповедника с момента поступления из мастерской художника. Изображение седого крестьянина в позе предстояния и обращённого к зрителям, композиционно главенствует на вертикали холста. Складки простой холщовой одежды благородно и естественно «обтекают» высокую худую фигуру. Босые ноги крепко стоят на земле, словно вбирая идущую из неё силу. Глаза на скорбном лице кажутся обращенными вглубь его памяти. Живописная ткань полотна, прописанная с различной степенью напряжения, включает в себя открывающиеся дали - небо, церковь, деревенские хаты, фигуры толпящихся крестьян. Белесоватая дымка приглушает и без того сдержанный колорит. Перекличка ломких угловатых линий вносит ноты беспокойства и тревоги. На этом фоне фигура старика-крестьянина приобретает значение устойчивого знака - некоего стержня русского национального характера, проходящего сквозь годы...

Будущий художник родился в бедной белорусской деревне Уваровичи. Отец умер незадолго до его появления на свет, так что первым наставником и толкователем жизненных основ стал дедушка Прокофий Наумович. Исключительно терпеливый и добрый, он ценил справедливость и был восприимчив к красоте окружающего мира. Позднее Моисеенко признавался, что «ни на минуту не забывал какого он роду-племени, что всегда помнил ласковые руки матери и строгие глаза деда». Образ деда, несомненно, явился основой не только упомянутой работы из псковского собрания, где явственно проступают портретные черты, но и ряда других.

Благодаря поддержке дедушки Прокофия, пятнадцатилетний юноша поступает в Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина, где учится росписи по металлу, дереву, папье-маше, а затем проходит практику в знаменитых старинных центрах русских народных промыслов - Жостово, Федоскино, Палехе. Соприкосновение с истоками народной культуры в период творческого становления сыграло впоследствии важнейшую роль в формировании собственного неповторимого стиля. Забегая вперёд, назовём и другую важную составляющую образного языка Моисеенко: уроки бывшего «бубнововалетца», А.А. Осмёркина, обладавшего даром «раскрепощения». В его мастерской висели репродукции Пикассо и Петрова-Водкина, Вермеера и Врубеля, чьим творчеством, по мнению Осмёркина, необходимо «переболеть» прежде, чем молодые художники найдут свою дорогу в искусстве.

Учёбу в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, куда поступил Моисеенко после окончания училища в 1936 г., прервала война. Военная часть, в которой он служил, попала в окружение, за которым последовал плен. Освобожденный из концлагеря союзными войсками, он воевал в кавалерийском корпусе. В 1945 вернулся в Институт и через два года блестяще его окончил.

С 1960-х гг. начинается полоса творческого расцвета Моисеенко. Одно за другим рождаются живописные полотна, появление которых становится событиями художественной жизни России. Всё познанное и пережитое монтируется в сознании художника, слагаясь в тематические циклы картин – своего рода живописную летопись жизни России. В этом ряду и цикл под названием «Из детства», к которому принадлежит «Старик» из собрания Псковского музея.

Творчество Е.Е. Моисеенко отмечено многочисленными почётными званиями и наградами: народный художник СССР, действительный член АХ СССР, лауреат Ленинских и Государственных премий. Его работы хранятся в сорока музеях и картинных галереях России. Из его мастерской в Институте им. И.Е. Репина, где он проработал много лет, вышли многие замечательные художники и в их числе живописцы, чьи произведения представлены в собрании Псковского музея: В. Тюленев, В. Михайлов, В. Куликов, М. Чичерина, Л. Костенко. Творчество каждого из них ярко индивидуально, но все они унаследовали дар импровизации, летящую стремительность кисти и благодатную искру вдохновения, дарованные учителем - Е.Е. Моисеенко.

Старший научный сотрудник художественного отдела Наталья Салтан