«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Памяти H.H. Ге (185 лет со дня рождения)

31.03.2016

Н.А. Ярошенко. Портрет Н.Н. Ге 1890 г.

«Медаль именную я получил на Лондонской выставке международной в 1873 за картины «Петр с Алексеем» и «Христос в Гефсиманском саду». На той же выставке в 1874 году получил вторую медаль, тоже именную за портрет г. Кочубей» – сообщает Н. Н. Ге, один из наиболее страстных, темпераментных служителей общественным идеалам русского искусства второй половины ХIХ века, В.Г. Черткову, близкому и дорогому ему человеку из окружения Л.Н. Толстого. Письмо датировано февралем - мартом 1900 г. и опубликовано в цикле монографий «Мир художника» (М., 1978, с 146). Приведённое цитирование представляется нам в данном контексте необходимым, поскольку речь идет, как пишет автор статьи и комментатор, доктор искусствоведения Н.Ю. Зограф (с.346): «по-видимому... о портрете П.А. Кочубея (1873, Псковский музей - заповедник).


Н.Н. Ге. Портрет П.А. Кочубея. 1873 г.

Портрет этот, при сопоставлении с экспонируемыми в Псковской картинной галерее портретами первой половины – середины XIX века, изобилующими деталями антуража и разнообразными композиционными приемами, выглядит аскетичным. Монохромная живопись с нечитаемыми следами мазков, лаконичная композиция, изображающая сидящего немолодого мужчину с мастерски вылепленными лицом и лежащими на коленях руками, почти идентичны приемам исполнения им портретов этого времени – М. Е. Салтыкова - Щедрина (1872, ГРМ), Н.А. Некрасова (1872, ГЭ) и др.

В 1870-е годы Н.Н. Ге идейно сближается с группой художников-реалистов Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей и деятельным участником которого он был. Носитель яркого, своеобразного дарования, он известен прежде всего, как исторический живописец, работавший в течение всей своей жизни в пределах библейской тематики. Жертвенное служение Иисуса Христа в мире людей неизменно было смыслом живописных исканий художника.

Н.Н. Ге. Флоренция. 1860-е гг.

Его образование началось с обучения на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университетов (1847 – 1850). Далее была Петербургская Академия художеств (1850 – 1857), поклонное ученичество у К.П. Брюллова, под влиянием живописи которого был создан целый ряд академических композиций. Наиболее известной среди них стал большой холст, экспонирующийся в ГРМ «Аэндорская волшебница вызывает тень пророка Самуила» (1856), за которую он получил звание классного художника первой степени, большую золотую медаль и право на пенсионерство. В качестве пенсионера АХ он работает в Италии: в Риме (1857 – 1860), во Флоренции (1860 – 1863), посещает Германию, Швейцарию, Францию. Пишет портреты, пейзажи, работает над несколькими вариантами академических композиций на античные темы («Любовь весталки», «Смерть Виргинии»).

В 1863 году он завершает картину на тему евангельской «Тайной вечери», исполнение которой стало некогда под кистью Леонардо да Винчи достоянием вечности. В том же году он показывает её в Петербурге. Трактовка художником столь значительного для христианского учения сюжета вызвала неоднозначные реакции зрителей, увидевших в картине превращение священного сюжета в некую бытовую драму: «Здесь нет исторической правды, тут даже и правды жанра нет... – отзывается Ф.М. Достоевский.

Как и для более ранних композиций, Ге и в данном случае проделывает подготовительную натурную работу, избирая, в частности, для образа Христа фотографию Герцена. Для Иоанна Богослова натурой послужила жена художника, а для апостола Петра художник избрал собственный автопортрет, известный впоследствии как автопортрет в старости (1892, Киевский музей русского искусства).

Академический совет присвоил художнику звание профессора «за высокие художественные достоинства» произведения, а император Александр II приобрел ее в свое собрание.

После многолетних трудов в Италии (с 1864 г.), в 1870 Ге возвращается в Петербург, становится одним из учредителей (и членом Правления) Товарищества передвижных художественных выставок, а в 1871 году на Первой передвижной выставке экспонирует работу «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Композиция, трактующая значимое для отечественной истории событие, как столкновение и противоборство человеческих личностей, их характеров и жизненных позиций, лежащих в основе этой человеческой драмы, читается зрителем как противоборство «отцов и детей». Она обретает социальный смысл как движущий принцип развития исторического процесса.

Несмотря на проделанное художником натурное изучение «места действия» драмы (Монплезир) характер живописи отличается педантичной скрупулезностью повествования, слиянием нечитаемых мазков воедино, аскетичностью колорита – характерными стилевыми качествами реалистического искусства передвижников 1870-х годов. Произведение Н.Н. Ге по достоинству было оценено П.М. Третьяковым и с полным правом вошло в его сокровищницу национального искусства.

В 1870 годы был создан и ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе и псковский портрет П.А. Кочубея. Граф Петр Аркадьевич Кочубей (1825 – 1892) – председатель Императорского русского технического общества, почетный член Императорской Академии наук, сосед художника по Черниговскому имению, принадлежал к числу близких уважаемых художником людей – иных Н.Н. Ге не писал. Портрет был создан в Петербурге, о чем свидетельствует авторская подпись: Н.Н. Ге 1873 СПБ. Работа была приобретена великим князем К.К. Романовым, откуда перешла в ГРМ, а в 1930 году была передана в Псковскую картинную галерею, войдя в число наиболее значимых экспонатов.

Художник продолжает работать в области исторического жанра, прежде всего на темы из русской истории, однако они не удовлетворяют ни его, ни зрителей, которых по-прежнему передвижнические выставки собирают (как вспоминает маститый критик передвижничества А.Н. Бенуа) целые толпы. Переживая творческий и нравственный кризис, Н.Н. Ге оставляет Петербург и в 1876 уезжает на Черниговские земли на хутор Ивановский, становясь одним из соседей Кочубеев.

Н.Н. Ге. усадьба Никольское-Обольяниново, Московскоая губрения. 1888 г.

В поисках истины он увлекается физическим трудом, с 1882 знакомится с учением Л.Н. Толстого, а в 1884 году – и с ним самим. Обретение единомышленника пробуждает творческую активность художника. Его портретная живопись становится многообразной композиционно, мазок приобретает открытость и пульсирующую энергию, колорит – богатство и разнообразие.

Однако главные творческие устремления по-прежнему обращены в сторону исторической живописи, единственным и неустанным поиском истины в жизни и учении Иисуса Христа. Наибольшее внимание привлекает последний период жизни Богочеловека. Над Страстным циклом Н.Н. Ге работает неустанно. Наиболее известной из работ этого последнего периода (и в жизни самого художника) становится композиция «Что есть истина?». Христос и Пилат» (1890, ГТГ). Начиная с этой работы, реалистический момент усиливается до экспрессивного натурализма. Художник отвергает подготовительные работы композиций, считая необходимым все «выстраивать в голове», а затем «выливать» на холст, упрощая пластическое и колористическое решения. Его Голгофский цикл поражает ужасающей степенью физиологического изображения крестных мук Иисуса Христа и разбойников. Таким образом, он хотел пробудить человечность в мире, «лежащем во зле» (слова Ф.М. Достоевского).

Художник, как вспоминают современники, никогда не расставался с Евангелием, а, между тем, его творчество все более попадает в полон духам времени...

Н.Н. Ге оставил о себе воспоминание как о художнике, фонтанирующем творческой энергией, пытающемся через призму времени увидеть вечные ценности, осуществляющиеся в человеческой истории.

Ст. н. сотрудник художественного отдела Антипова Р.Н.