«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой исполнилось 145 лет со дня рождения

04.07.2016

В рамках мероприятий, посвящённых 140-летию Псковского музея-заповедника и 95-летию картинной галереи мы продолжаем серию публикаций статей, посвящённых выдающимся художникам, произведения которых выставлены в картинной галерее нашего музея.

Среди первого поколения художников творческого направления «Мир искусства», рождение которого (журнала под этим названием, выставочного объединения) связано с Псковской землей (с имением Философовых Богдановское Бежаницкой волости Новоржевского уезда) А.П. Остроумовой, в замужестве Лебедевой (1871-1955) принадлежит немаловажное место. Стилевые особенности объединения, исходящего из поклонения искусству в искусстве - из видения мира через призму искусства, в интимном прочтении исторических явлений - событий, лиц, окружающего мира. Небольшие по размеру, с изысканным мастерством исполненные в основном в технике графики, декоративно-театрализованные композиции с горькой иронией представляли «театр жизни». Так работали зачинатели «Мира искусства» - прежде всего А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, М.В. Добужинский - в станковом, театральном, книжном творчестве, обладая неповторимой творческой индивидуальностью при сохранении стилевого единства.

Портрет А.П. Остроумовой-Лебедевой работы К.А. Сомова

А.П. Остроумова отдавала предпочтение изображению пейзажа, созданного человеком, городского и усадебно-паркового, технику акварели и гравюры, в области которой (и прежде всего ксилографии) став, по общему признанию, новатором в графическом искусстве рубежа ХХ века.

А.П. Остроумова-Лебедева "Вид на Милионную улицу"

В Картинной галерее Псковского музея две ее характерные акварели, созданные в 1910-е годы: «Вид на Миллионную улицу», имеющая авторскую подпись и датировку, поступившая из Порховского музея (1925) и «Парк», приобретенная в частном собрании (1974, Ленинград). Обе они входят в изобразительную летопись Петербурга, которую. художник ведет всю жизнь. Акварели, как обычно, невелики по размерам, просты по избранному мотиву. Однако, лаконичным и выразительным языком мазка натурные цветовые пятна обретает самодовлеющую ценность и в работу исподволь вселяется ощущение музейной значительности и неповторимости духовной тональности города Петербурга.

А.П. Остроумова-Лебедева, в будущем народный художник РСФСР (с 1946) и действительный член Академии художеств СССР (с 1949) родилась и прожила всю жизнь в Петербурге - Петрограде - Ленинграде, там же и похоронена.

Родилась в семье видного гражданского чиновника Синода тайного советника П.И. Остроумова. По окончании гимназии, посещала Центральное техническое училище барона А.Л. Щиглица (1889-1991), Высшее художественное училище Петербургской Академии художеств (1892-1900) у И.Е. Репина, В.В. Матэ, П.П. Чистякова. По совету Репина в 1898-99 годах занималась в парижской мастерской Дж. Уистлера. В 1900 после академической ученической выставки, куда она предоставила 14 работ (на конкурс), получает звание художника. В это время (начиная с 1899) она тесно сближается и получает незаменимую творческую поддержку у художников группы «Мир искусства». С.П. Дягилев называет ее самым интересным экспонентом академической выставки (вышеупомянутой), отмечает редкое чутье красочных пятен и силу резца, настойчиво поощряя ее занятия в области графики. В 1901 для журнала «Мир искусства» она создает ряд гравюр, в 1902 целый номер журнала был посвящен «молодой и талантливой художнице» (А. Бенуа), превосходнейший портрет которой (ее внутреннего образа, столь не совпадающего с внешним) еще в 1901 создал К.А. Сомов.

Экспонент «Мира искусства» и «Союза русских художников», она упорна и последовательна в исполнении своих сложившихся художественных принципов. Неким афоризмом читаются строки, характеризующие ее оценку техники гравюры: «Ценю в ней невероятную сжатость и краткость выражения».

В 1918-21 годах Остроумова -Лебедева становится профессором института фотографии и фототехники. В сентябре 1920 г. с группой студентов посещает Псков. Под руководством Е.М. Тихвинского («местного руководителя и искусствоведа») осматривают псковские храмы, Поганкины палаты «с выставкой картин, гравюр и замечательных икон», фрески Мирожского монастыря и др., - о чем она упоминает в «Автобиографических записках» (М., 1974, Т.3, с.с.31-36,42; переиздание книги 1928, 1935 - Т.1, 1945 - Т.2,1951- Т.3). Работы, выполненные ею в Пскове, хранятся в ГРМ. Там же хранится и альбом снимков, сделанных в Пскове (с комментариями).

В 1910-20-е годы она портретировала Петербург (Ленинград) и его окрестные достопримечательности во многих листах акварели и, преимущественно, гравюры, ныне хранящихся в музеях и библиотеках страны, как и отдельные альбомного характера издания. Работала она и над образами блокадного Ленинграда, сохраняя с ним непосредственную жизненную связь.

Неотступность в обретении образа Города на Неве - города искусств в искусстве- творческий принцип объединения «Мир искусства» сохраняется художником А.П. Остроумовой -Лебедевой до последних годин, как и светоносное мастерство исполнения.

Р.Н. Антипова, искусствовед