«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Прижизненный портрет Наполеона I в собрании Псковского музея-заповедника

12.08.2016

С 16 по 21 августа 2016 года в фойе центрального здания Псковского музея (ул. Некрасова, 7) в рамках проекта "Выставка одного предмета" будут представлены предметы из чайного сервиза с прижизненным изображением Наполеона I.

Наполеон Бонапарт был и до сих пор остается фигурой мирового значения: император Франции в 1804-1815 годах, великий французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства. Интерес к нему никогда не пропадёт. Свою профессиональную военную службу он начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции, достигнув при Директории чина бригадного, а затем дивизионного генерала и должности командующего военными силами тыла, а затем командующего Итальянской армией. В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив в своих руках всю полноту власти. 18 мая 1804 года Наполеон провозгласил себя императором. Установив диктаторский режим, провёл ряд реформ. Поражение Великой Армии в войне 1812 года против России положило начало крушению империи Наполеона I. После «битвы народов» под Лейпцигом Наполеон уже не мог противостоять России и ее союзникам. Вступление в 1814 году войск антифранцузской коалиции в Париж вынудило его отречься от престола. Он был сослан на остров Эльба. Вновь занял французский престол в марте 1815 года. После поражения при Ватерлоо вторично отрёкся, и последние годы жизни провёл на острове святой Елены пленником англичан.

Портрет Наполеона I. Давид. 1812 г.

Как известно, искусство отражает события эпохи. Так, анализируя портреты Наполеона, сделанные французскими художниками, можно заглянуть не только в его жизнь, но и в жизнь целого государства XVIII-XIX веков. Эстетические воззрения самого Наполеона при всей его решительности и непоколебимости не отличались постоянством. Иногда он требовал откровенной идеализации. Иногда же, особенно когда речь шла о батальных картинах, требовал справедливости деталей. Таким образом, художники могли показывать правду лишь до тех пор, пока она не противоречила желаниям Наполеона. Прижизненная иконография Наполеона огромна. В ее создании приняли участие почти все сколько-нибудь значимые живописцы и скульпторы того времени. Понравившиеся Наполеону портреты размножались как создававшими их художниками, так и их помощниками. Популярный в начале XIX столетия Робер Лефевр, например, тридцать семь раз повторил написанный им в 1808 году портрет Наполеона.

В Псковском музее также хранится прижизненное изображение Бонапарта, украшающее столовый сервиз. Сервиз, заказанный Наполеоном I в 1804-1807 годах, включал 166 предметов и был предназначен для свадьбы 23 августа 1807 года императора с Жозефиной Богарне. К созданию сервиза были привлечены лучшие мастера Севра под руководством Александра Броньяна. Образцами для росписей послужили работы знаменитых художников - Рафаэля, Давида, Энгра, Жироде. Но Наполеон предпочел этот дар сделать не свадебным, а дипломатическим, и преподнес его в сентябре 1807 года русскому императору Александру I. В течение 25 лет сервиз находился в Зимнем дворце Санкт-Петербурга, затем в 1832 году был передан в Большой Кремлевский дворец, а впоследствии - в Оружейную палату Московского Кремля. По мнению хранителя музея-заповедника «Павловск» Кучумова А.М., сервиз во время правления Наполеона III был повторен. Предметы Псковского музея происходят из этого повторенного сервиза. Они поступили в музей в 1923 году из Ленинградского музейного фонда.