«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

"Тихая вода" Аполлинария Васнецова. К 160-летию со дня рождения художника.

13.09.2016

В 2016 году исполняется 160 лет со дня рождения великого русского исторического живописца, мастера пейзажа-Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933).

В небольшой количественно, но великолепной по подбору экспонатов экспозиции Псковской картинной галерее, представляющей отечественное искусство конца XIX – начала XX веков, произведения, созданные мастерами творческого объединения «Союз русских художников, занимают немаловажное место. Среди них конструктивной соразмерностью композиции, свободным движением открытого мазка и декоративной колористической звучностью выделяется цельностью художнического мировоззрения работа Аполлинария Михайловича Васнецова (1856 -1933 гг.) «Тихая вода» (1915 - 1916 гг., холст, масло, 62 х 80). Слева внизу авторская подпись: А. М. Васнецов. Поступившая в Псковский музей в 1919 году из музея Академии художеств (Петроград) она воссоздает радостный пейзаж: берега чистого пруда с сиренями, отраженными в его водах, золотисто – сиреневый дом с березами за ним и фигурку (видимо мальчишечью), склонившуюся в зеркальном прибрежье. На холсте изображенный день – воплощение благостной вечности. Реальное место – Подмосковье, имение Демьяново, принадлежавшее брату композитора Танеева. Дом у пруда – прежние конюшни, некогда относящиеся к числу владений небезызвестного Потемкина - Таврического.

В этих местах любил работать в 1910-е годы младший брат знаменитого художника- одного из столпов передвижничества В.М. Васнецова- А.М. Васнецов, автор описанной выше картины «Тихая вода», богато одаренный от природы разнообразными талантами.

Братья родились и выросли в многодетной семье священника Вятской губернии среди бескрайних девственных лесов и вод суровой северной природы, среди многоголосья народных песен и былин, среди многоузорочья и многоцветия народного искусства. С малых лет братья ощущали неодолимую тягу к творчеству.

Образование они получили в Вятском духовном училище (старший брат продолжил обучение в Вятской семинарии, а затем в Санкт –Петербургской Академии художеств), по окончании которой в 1872 году младший брат едет к старшему, постоянно поддерживавшему его занятия искусством, в Петербург, затем, после трех лет пребывания и занятий художествами возвращается в Вятку. Сдает экзамен на звание народного учителя и, в согласии с веяниями времени, «идет в народ» - становится сельским учителем. Однако вскоре вновь возвращается к брату, к творческой работе, испытывая воздействие И.И. Шишкина в исследовании точности формы, А.И. Куинджи в пространственных построениях В.Д. Поленова- в колорите. С 1878 года – в Москве, а с 1882 года – в Абрамцеве, участвуя в творческой жизни Художественного кружка С.И. Мамонтова, а впоследствии в театрально-декоративных работах Мамонтовской частной оперы, с успехом работая художником в ряде опер на историко-национальные темы.

Продолжает заниматься и станковой живописью, предпочитая жанр пейзажа. В 1883 году создает лирический пейзаж «Серенький денек», который приобретает П.М. Третьяков. С 1880-х годов совершает многочисленные поездки по России и по странам Западной Европы.

В 1890 - 1891 гг. предпринимает поездку на Урал, в результате которой рождается цикл суровых сдержанных по изобразительному языку панорамных композиций, созвучных национальному характеру.

После поездок за границу и знакомства с современным западным искусством (прежде всего парижским импрессионизмом) художник испытывает его воздействие прежде всего в колорите. Написанная по возвращении в 1899 году картина «Северный край. Сибирская река» получила всеобщее признание за мастерство создания полного гармонической красоты и могучей силы образа.

В это время А.М. Васнецов после овладения новым художественным языком, ярким, звучным, декоративным, он обращается к образу старой Москвы. Работает как историк-архивист, археолог, занимается серьезными научными изысканиями работает в Московском археологическом обществе (с 1906 года - действительный член Общества), участвует в раскопках, делает доклады и сообщения и, прежде всего, пишет Москву, воссоздавая ее образ в разные периоды истории в созданном им самобытном жанре историко - архитектурного пейзажа (живописные полотна и графические листы), вплоть до 1920-х годов, для музея истории и реконструкции Москвы.

Один из организаторов Союза русских художников (1903 г.), выработавший свой вариант монументально - эпического пейзажа. Он много сил отдает и преподавательской деятельности (1901-1918 гг.), работая в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Обладая литературным даром, пишет книги, критические статьи и теоретические размышления об искусстве.

После Октябрьского переворота становится председателем комиссии «Старая Москва», борется за сохранение историков – архитектурных ценностей (в том числе единственный среди художников выступает против сноса храма Христа Спасителя), традиций национального искусства, получивших полнокровное развитие в изобразительном языке московской школы «Союза русских художников», ярком, декоративном, обладающем оптимистическим звучанием.

1933 год был последним годом земной жизни работавшего для просветления жизни плодами творчества богато одаренного человека. Местом его упокоения становится Введенское кладбище (Москва) рядом со старшим братом.

На Псковской земле (1908 г.) А.М. Васнецов исполняет целый ряд этюдов, хранящихся ныне у потомков и в музеях страны: «Гремячая башня», «Псков», «Звонница церкви Иоанна Богослова» (название ошибочно, ибо изображена Церковь во имя Успения Богородицы с Пароменья), «Мельница на реке Пскове», «Старый Псков», «Довмонтова стена», «Церковь Климента папы Римского на Завеличье».

Антипова Р.Н.

искусствовед, сотрудник

Псковского музея- заповедника