«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения.

09.10.2016

Приглашаем в Картинную галерею Псковского музея-заповедника всех любителей отечественного искусства для созерцания сотворенного мастером мирового уровня - И.К. Айвазовским

И.К. Айвазовский родился в Феодосии, учился в Симферопольской гимназии, затем в Петербургской Академии художеств (1833 – 1837 гг.) у М.Н. Воробьева. В 1837 году за три морских вида и картину «Штиль на Финском заливе» ему присуждают Большую золотую медаль и сокращают академический курс на два года. Он напишет пейзажи ряда крымских городов. Новые крымские работы и первое батальное полотно «Высадка десанта у Субаши» успешно экспонировались на выставке в Академии художеств. В качестве поощрения в 1840 году он получает право в качестве пенсионера на поездку в Италию. Изучение старых мастеров, натурные работы способствуют развитию мастерства художника и начавшемуся всеобщему признанию. В 1843 году начинается триумфальное путешествие с картинами по Европе. Академия художеств Амстердама, а затем Петербургская Академии художеств присваивают ему звание академика.

С 1844 года – «Живописец Главного морского штаба» - он многократно обращался к подвигам русского военно-морского штаба (эпизоды Севастопольской обороны, полотна «Наваринский бой», «Чесменский бой» и др.). В 1845 году с экспедицией Ф.П. Литке побывал у берегов Турции и Малой Азии, а затем уезжает в Феодосию, где живет и работает во все времена года кроме зимы. Зиму И.К. Айвазовский проводит в Петербурге. С постройкой дома-мастерской поселяется в Феодосии окончательно, ежегодно предпринимая поездки с картинами в Петербург и за границу. Умирает Иван Константинович в своей мастерской во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Создатель около 6000 работ, член Римской, Флорентийской Штутгартской, Амстердамской и Петербургской Академий художеств, И.К. Айвазовский много потрудился для Феодосии, создав археологический музей, школу, картинную галерею, завещав мастерскую и все наследие в собственность родному городу Феодосии.

В настоящее время в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу работает выставка, посвященная 200-летию со дня рождения выдающегося художника – мариниста.

На выставке представлены 120 живописных и 60 графических произведений художника, отобранных из отечественных собраний.

Устроители выставки охарактеризовали его как открывателя жанра марины, превратившего его в величайшее явление в изобразительном искусстве 2-ой половины ХХ века. Разделение выставляющихся произведений на отдельные темы позволяет увидеть мировоззренческую цельность творчества, развивающегося под влиянием идеалистической философии в направлении, предшествовавшем символизму, и оценить богатейшую колористическую гамму и блистательную виртуозность кисти в постижении эпической мощи мироздания.

Псковский музей-заповедник обладает несколькими произведениями мастера. Невозможно не остановить внимание любителей отечественного искусства на двух полотнах, экспонирующихся в парадном зале бывшей художественно–промышленной школы имени Н.Ф. Фан-дер-Флита, ныне Картинной галереи Псковского музея-заповедника.

Итак, первое произведение кисти мастера, хранящееся в Картинной галерее - «Лунная ночь в Крыму».

Картина воссоздает романтический образ лунной ночи в Феодосии: прибрежные горы, Генуэзская башня, баркас с двумя фигурами на песчаной отмели, море с набегающими тихими волнами, отражающими полнолуние в небесном розовато-золотом окружении облаков – все величаво спокойно и таинственно. Горизонтальное полотно (120 х 187), подписное справа внизу «И. Айвазовский 1862». Ранее к раме была прикреплена металлическая пластина с гравированной надписью: «Николаю Федоровичу Фан-дер-Флиту 13 апреля 1877 – 23 сентября 1878». Работа поступила в 1919 - 1921 годах из музея ПАО (Псковского археологического общества), ранее была в собрании Е.К. и Н.Ф. Фан-дер-Флитов. Таким образом, работа «Лунная ночь в Крыму» кроме блестящего мастерства исполнения имеет и мемориальную значимость.

Напомним, Н.Ф. Фан-дер-Флит (1840 -1896 гг.) – псковский помещик, владелец имения Быстрецово (с 1868 г.), из рода голландского происхождения, после окончания с золотой медалью Александровского лицея, служил чиновником особых поручений при министерстве финансов (1860 – 1879 гг.), затем был директором Российского общества пароходства и торговли (1884 – 1894 гг.). Н.Ф Фан-дер-Флит - благотворитель, много сделавший для псковской земли. На процент с его капитала было, в частности, выстроено здание для художественно-промышленной школы, задуманное им по образцу западноевропейских учебных заведений, носящее ныне его имя и являющееся ныне местом экспонирования, хорошо известным высоким уровнем живописных и графических произведений.

Второе полотно «Прибой» (170 х 143) было написано в 1897 году (о чем свидетельствует дата и авторская подпись в правом нижнем углу). На обороте холста подпись «Айвазовский 1897» и штамп Императорской Академии Художеств (ИАХ), подтверждающий сведения о том, что работа экспонировалась в 1898 году на выставке в ИАХ и в последующем пребывала в ее музее (до 1923 года), когда работа была передана в Государственный Русский Музей, а оттуда в Псковский музей.

«Прибой» принадлежит к серии серебристо-синих марин последнего периода жизни художника. Вертикальная композиция изображает разбушевавшуюся водную стихию, слившуюся в единое целое с низком затянутым тучами небом. Под обрывистым скалистым берегом в волнах плот с людскими фигурами, ищущими спасения у товарищей на вершине скалы, спустившим им веревку. Виртуозное владение цветом, его тончайшими переходами и переливами позволяет создать образ глубокого эмоционального напряжения и мощного космического величия.

В витринах картинной галереи также находятся несколько небольших работ Айвазовского: «Буря» (бумага, карандаш, белили; 12,5 х 19,5, подписная), «Лунная ночь» (дерево, масло; 15,5х21, подписная, датированная 1876 годом), «Закат солнца над Монако» (картон, масло; 8х11), «Штиль» (Бумага, гуашь; 22х31,5; подписная, датированная 1881 годом). Все они поступили из собрания художественно – промышленной школы. Еще одна из работ - «Наваринский бой» (картон, масло; 10х15,5, датированная 1878 годом, и имеющая на обороте надпись «Графу Л.Л. Гейдену») - поступила из отдела народного образования Опочецкого уездного. Ранее же она была в собрании графов Гейден (с. Глубокое, Опочецкого уезда).

Несколько работ из собрания И.М. Воронова (г. Печоры) хранятся в фондах Псковского музея-заповедника.