Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

У бескорыстия есть имена.

06.10.2009

Недавно в газете «Курьер» появилась небольшая заметка об одном из экспонатов «Золотой кладовой» Псковского музея-заповедника. Но по направленности издания и недостатку места она не могла быть помещена там целиком. Публикуем ее без изменений.

Н.х. Портрет Н.Н. Скобельцына.

Оборотная сторона портрета

Когда разбираешь старые документы музея – заповедника, трогает душу людское бескорыстие. Найдя на своем огороде домонгольскую золотую серьгу или средневековую западноевропейскую монету, люди дарили их музею, осознавая его своим, общенародным. Особенно дороги те подарки, которые имеют «легенду», за которыми стоят истории многих поколений.

Нам хочется в этой заметке добром помянуть имена Бориса Степановича и Елены Ивановны Скобельцыных, чьи бескорыстные вклады служат украшением «Золотой кладовой» Псковского музея.

Деятельность Бориса Степановича и Елены Ивановны Скобельцыных давно с благодарностью оценена коллегами- современниками. Борис Степанович приехал в Псков из Ленинграда и всю жизнь проработал в Псковской реставрационной мастерской. Его работы - это реставрация часовни на Мироносицком кладбище, части стены городских укреплений от Власьевской башни, что рядом с Кремлем, до улицы Профсоюзной. В Порхове им восстановлены церковь Покрова Богородицы, Никольский храм и крепость. В Мальском монастыре, который возрождается сейчас усилиями Псково – Печерской обители, трудами Бориса Степановича сохранены трапезная церковь и колокольня. Псков украшает отреставрированная им церковь св. Николая «со Усохи» на улице Советской, рядом со зданием бывшей Педагогического университета.

Особая часть работы Б.С. Скобельцына - фотография. Выросшая из необходимости фотофиксации этапов реставрации, она превратилась в творчество, полное любви к памятникам ушедших веков и людям, чьими руками и духом эта красота создавалась. Борис Степанович учил любить Псковские храмы, купеческие палаты, дворянские усадьбы, часто сохранившиеся только в развалинах. Он бескорыстно и увлеченно возил музейщиков на экскурсии по районным проселкам, ведя иногда пешком несколько километров туда, где стоит в руинах единственный в области храм – ротонда или сохранились остатки парка усадьбы Львовых. Даже сам облик Бориса Степановича - статного, породистого, с пышной гривой седых волос,- обращал на себя внимание среди любой толпы.

Елена Ивановна, работая в художественном отделе Псковского музея, оставила нам каталог картинной галереи. Изданный в 1963 году, он до сих пор остается единственным каталогом псковского собрания масляной живописи. Они оба так же бескорыстно делились своими знаниями, как отдали людям предметы из драгоценных металлов, имеющие несомненную художественную, историческую и материальную ценность, и привлекающие сейчас в Псковский музей туристов со всех концов света.

В «Золотой кладовой» Псковского музея хранится один из семейных портретов Скобельцыных. Это миниатюра в золотой оправе с изображением Николая Николаевича Скобельцына. Род Скобельцыных известен с XVI века. Вотчины свои – земли, находящиеся между Лугой и Новгородом, Петр Васильевич Скобельцын получил в 1680 году. Их потомок, Николай Николаевич Скобельцын был участником Отечественной войны 1812 года. Сведения об истории рода, которые любезно предоставила нам Надежда Борисовна Грошева, дочь Б.С. и Е.И. Скобельцыных, говорят о том, что во время войны против Наполеона командир II бригады Первой гренадерской дивизии генерал – майор Скобельцын участвовал в шести кампаниях. Он отступал от Вильно до Бородино, где был в сражении 26 августа, два дня до этого простояв в резерве. В ходе этой войны Н.Н. Скобельцын участвовал в знаменитых битвах при Тарутине и Малом Ярославце, а затем принял участие в заграничном походе русской армии: в 1813 году он уже сражался на территории Пруссии и герцогства Варшавского, форсируя реки Неман, Вислу, Одер, Эльбу и только в 1814 году вернулся домой. В 1831 году Н.Н. Скобельцын принимает участие в Польской кампании, за что был награжден орденом св. Владимира III степени, в 1833 году – орденом Станислава III степени. И только в 1856 году Н.Н. Скобельцын вышел в отставку и умер в 1864 году в своем имении Торошковичи, расположенном в 30 верстах от Луги и в 70 от Новгорода на берегу реки Луги.

Наш портрет был написан, предположительно, в 1830 году, поскольку орден св. Георгия IV класса, изображенный на мундире, полковником Старо – Ингерманландского пехотного полка Скобельцыным получен за храбрость в битве под Фершампенуаром. А в 1831 году он получает следующую свою награду: орден св. Владимира III степени.

Небольшой портрет, размером 6 х 4,7 см, в настоящее время имеет форму овала. Но, ранее, видимо, он был прямоугольный или восьмиугольный (прямоугольник со срезанными углами – характерная для миниатюр форма). Ножницами портрету была грубо придана овальная форма. Резать миниатюру было сложно, так как основой живописи, выполненной акварелью и гуашью, является костяная пластинка толщиной около миллиметра. Лицо написано акварелью, причем живопись есть и на обороте тонкой костяной пластинки. Там сделан подмалевок в розово – оранжевых тонах, который, просвечивая через тонкую основу, делает лицо более теплым и придает объем. Под костяной фон сделана подкладка из серебряной фольги. Она тоже усиливает интенсивность и теплоту тонов портрета, особенно нежных в живописи лица и рук. Лицо, волосы и руки написаны тончайшими кисточками, может быть, под лупой. Через акварельное письмо просвечивает естественный тон кости. Мундир написан гуашью плотным корпусным письмом, глуховатым, по сравнению с прозрачностью акварели тоном. Фон портрета слегка проработан акварелью более свободными большими штрихами. Портрет заключен в рамку, великоватую для него. Чтобы заполнить пространство между ним и ободком рамки, под портрет подложены два слоя тряпичной бумаги XVIII века, которые крепко приклеены к костяной пластине основы. Поэтому оборот портрета, который может нести на себе авторскую подпись, почти целиком недоступен для обследования.

Популярность миниатюрных портретов в XVIII – Х1Х веках была так велика, что в Академии художеств до 1830 года существовал класс миниатюр. Но миниатюрные портреты писали и многочисленные любители. Спрос на них диктовался историей и модой и возрастал во время военных действий, когда люди, расставаясь, желали иметь изображение близкого человека. Так, например, большое количество миниатюрных портретов оставила эпоха Наполеоновских войн. Возможно, и портрет Н.Н. Скобельцына создавался перед Польским походом и расставанием с близкими. Этим можно объяснить и то, что на оборотной стороне миниатюры находится плетенка из русых волос.

Потрет Н.Н. Скобельцына создан не любителем. Его написал талантливый мастер с хорошей выучкой и с большим опытом. Характер интересов и круг общения, каким мы представляем его, делал Н.Н. Скобельцына человеком далеко не ординарным в своей среде. По семейным преданиям известно, например, что он был знаком с Г.Р. Державиным, который даже посещал его в имении Торошковичи, приплывая с семьей, по-соседски, из своей Званки на лодке «Гавриил». В собрании Древлехранилища Псковского музея находится небольшой альбомчик, принадлежащий Н.Н. Скобельцыну, где находятся автографы Анны Керн и Евпраксии Вульф. Есть факт, что А.С. Пушкин был знаком с тамбовским помещиком по фамилии Скобельцын. Поэтому нет ничего удивительного в том, что миниатюра из «Золотой кладовой» Псковского музея, созданная в период расцвета этого жанра, написана одним из первоклассных мастеров.

( Все сведения об истории рода Скобельцыных предоставлены Н.Б. Грошевой.)

И.А. Галицкая, хранитель фонда

драгоценных металлов и камней

Псковского музея-заповедника.