Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Савва Ямщиков и его единомышленники в портретной графике Анны Леон

06.10.2009

8 октября 2009 года Савве Васильевичу Ямщикову (1938 – 2009) исполнился бы 71 год. В этот день в Картинной Галерее Псковского Государственного Объединенного Историко-архитектурного и Художественного музея-заповедника (Псков, ул. Некрасова, 7) состоится открытие небольшой памятной выставки: «Савва Ямщиков и его единомышленники в портретной графике Анны Леон».

Роль С. В. Ямщикова для России в целом и для Пскова в особенности стала в последние годы огромной и незаменимой. Имя и творческая воля этого человека были и остаются катализатором культурной жизни, знаменем борьбы за возрождение нашего города против многоликих сил духовного распада и варварства.

Организуя в своих стенах небольшую выставку трогательных и остро реалистичных портретных работ молодой московской художницы Анны Леон, Псковский музей словно бы вносит ещё один — посильный, но значимый — вклад в общую мистическую битву христианского человечества со смертью, временем и забвеньем. Мы убеждены, что светлая благодарная память о С. В. Ямщикове должна не только согревать сердца сокровенной молитвой о его душе, но и находить зримое, осязаемое воплощение.

Анна Леон запечатлела С. В. Ямщикова весной 2009 года. Её дар портретиста ярок и своеобразен. Фотографическая (и даже кинематографическая) точность, документальность, вводят искусство художницы в наиболее современный контекст. Однако эта фотографичность не нарушает у А. Леон саму ткань художественного произведения, его цельность и гармонию. Срыва в «постмодерн» не происходит. Напротив, повсюду в графике А. Леон мы видим внесение типизации в запечатлеваемый мир, спонтанный и строгий отбор главного в изображаемой форме. Именно на этих путях искусство всегда и становится самим собой - воплощением живого образа.

С. В. Ямщиков оживает в листах Анны Леон, под её угольным грифелем. Портреты работают вместе, усиливая и дополняя друг друга. Мы словно смотрим о Ямщикове некий фильм — безмерно длящийся, циклично замкнутый в себе, но открытый чуткому зрителю. Однако здесь перед нами нечто большее, чем кинематограф. Это не анимация вымышленного, нереального персонажа. Анне Леон словно (пусть лишь в нашем зрительском восприятии, на какую-то точку скользящего времени) удаётся ре-анимация действительной, ушедшей в прошлое великой жизни. Зоркое, светлое и открытое правде творчество художницы развивается в общем широком русле ВОСКРЕСЕНИЯ, предуказанном Самим Иисусом Христом: Это воскресение нашей Родины, пережившей тотальную жертвенную катастрофу ХХ века. Страстной подвижнической работе во спасение России Савва Ямщиков отдал всю свою жизнь.