«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Торопецкий кокошник из коллекции Ф.М. Плюшкина

13.02.2017

Впервые в Псковском музее-заповеднике, в течение месяца, с 17 февраля будет экспонироваться кокошник «шишак» из коллекции Федора Михайловича Плюшкина. Головной убор XIX века, предоставленный Российским этнографическим музеем Санкт-Петербурга.

С 1871 года и на протяжении почти полувека яркой достопримечательностью г. Пскова был «Музей древностей» Федора Михайловича Плюшкина (1837 – 1911). Купец второй гильдии, почетный гражданин, член городской управы и губернского археологического общества, он «отдохновения ради» собрал в своем доме около миллиона разнообразных по происхождению, времени изготовления, художественной и исторической ценности произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, исторических реликвий, артефактов и редких диковинок.

Одним из наиболее обширных отделов собрания был этнографический, где широко был представлен в музее предметный мир русской деревни. Посетитель мог видеть вышитые подзоры и полотенца, изделия из резной кости, кованые ларцы и сундуки, разнообразную металлическую утварь, образцы золотошвейного искусства, ювелирные изделия, а также богато декорированные элементы женского традиционного костюма. Одним из красивейших предметов женского костюма и был кокошник «шишак», представленный на выставке в Картинной галерее.

Праздничный головной убор замужней женщины Торопецкого уезда Псковской губернии носился в комплексе с шелковым – штофным, атласным или парчовым – сарафаном, декорированным широкими полосами позумента и рядом ажурных металлических пуговиц и подпоясанным золотой позументной тесьмой или шелковой лентой. Аналогичный сарафан, который, с большой долей вероятности, также является предметом из «Музея древностей» псковского коллекционера, гости музея смогут увидеть в экспозиции: «Прикладное искусство Псковского края». Под сарафан надевалась рубаха, пышные рукава которой, вышитые белой нитью тамбуром, заканчивались кружевными манжетами, стянутыми золотыми или жемчужными запонами или лентами.

Как выглядела торопчанка XIX века можно увидеть, посетив Картинную галерею, где находятся два интересных и характерных женских портрета, выполненные кистью провинциального художника, изобразившего молодых женщин в праздничной одежде.Такие головные уборы были доступны не всем, стоили «шишаки» довольно дорого - от 2 до 7 тысяч рублей серебром. В дешевых вариантах использовался рубленый перламутр или мелкий речной жемчуг, но и их цена была весьма значительной. Обычно изготовленный на заказ, приобретенный за немалые деньги ко дню свадьбы кокошник, украшал голову женщины по праздникам, знаменательным датам и при посещении церкви в течение всей ее активной жизни. Он бережно сохранялся, передавался по наследству от матери к дочери и служил не одному поколению.

Его с пожеланиями чадородия и долгих лет счастливой семейной жизни сваха торжественно надевала на голову невесты после венчания, знаменуя тем самым изменение ее социо-возрастного статуса и переход в разряд замужних женщин. Немногочисленные сохранившиеся к этому времени кокошники по просьбе односельчан нередко передавались владельцами во временное пользование с одной свадьбы на другую.

Кокошник, представленный на выставке, может быть датирован серединой – второй половиной XIX века. В собрании Российского этнографического музея (в то время Этнографического отдела Русского музея) он оказался в 1913 году после того, как император Николай II, подведя итог многолетним переговорам, которые вели представители музея, за 100 000 рублей выкупил коллекцию «Музея древностей» у наследников Ф.М. Плюшкина. После распределения собрания по музеям его этнографическая часть почти полностью была передана в Этнографический отдел.

Увидеть торопецкий кокошник из коллекции Ф.М. Плюшкина можно в Картинной галерее с 17 февраля по 17 марта 2017 года.