«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«Наивное искусство. Два юбилея»

24.03.2017

29 марта в 16.00 в Выставочном зале Псковского музея-заповедника состоится открытие выставки «Наивное искусство. Два юбилея»

Выставка представляет творчество двух художников этого направления в связи со знаменательными датами: 100 лет со дня рождения К.М. Громова и 80 – со дня рождения Т.А. Швецовой.

При всем различии этих принадлежащих к разным поколениям живописцев, их объединяет детская непосредственность, необычность художественных решений и, главное - особенность мироощущения: неразделённость мира и авторского «я».

На выставке представлено около 80 живописных работ названных авторов из собрания музея и частных коллекций.

Краткие сведения о жизни и творчестве юбиляров:

ГРОМОВ Константин Михайлович (1917-2001)

Родился и жил в старинном городе Себеже на юге Псковской области. Первые живописные работы появились, можно сказать, по необходимости и были тесно связаны с теми задачами, которые поставила перед ним работа в Себежском краеведческом музее. Восполняя недостаток музейных экспонатов, он написал «Ледниковую эпоху» (1946 год), и «Бомбежку на озере Себежском в 1941 году» (1946 год), задники музейных диорам.

Несмотря на устойчивость проявлений индивидуального стиля, достоверность, а часто и топографическую точность изображений, в большинстве работ Громова просматривается своего рода «первообраз». Его роль за отсутствием в маленьком провинциальном городке «антиков», на которых обычно учатся художники, выполняют школьные наглядные пособия. Благоговейное отношение к «идеальным образцам», какими ему всегда казались муляж яблока или чучело птицы, сохраняющие формы и краски живой природы, парадоксальным образом соединились у Громова с ярким романтическим восприятием мира, восторженной убеждённостью в том, что природа в своей изобретательности не знает повторений. Благодаря острой наблюдательности и редкостной зрительной памяти, Громов передавал неповторимые состояния природы, феномены света, являющиеся особенностью края озёр.

К.М. Громов участвовал в областных (Псков) и всероссийских (Москва) выставках самодеятельного творчества, а также в выставках «Самодеятельное искусство Псковского края» (Псков, 1980 год; выставочный зал ВООПИиК, Москва, 1981 год), «Душа России. Наивная живопись Пскова» (Париж, 1993 год). Его работы хранятся в Псковском музее-заповеднике, в Музее природы г. Себежа, в Суздальском музее-заповеднике, а также в частных собраниях Пскова, Санкт-Петербурга и Москвы

ШВЕЦОВА Таисия Александровна

Родилась в 1937 году в деревне Стешково Вологодской области в крестьянской семье. В 1945 году осталась сиротой. Воспитывалась в Кирилловском детском доме, где получила среднее образование. С 1951 года живёт в Пскове. По окончании пединститута работала учителем русского языка и литературы, позднее – библиотекарем и учителем истории. Потребность рисовать пришла внезапно, в 1996 году, после жизненного потрясения – смерти мужа.

Творчество Швецовой движимо исключительно энергией подсознания. С легкостью, присущей наивным художникам берётся она за любые интересные для неё темы (например, «Татаро-монгольское иго» и «Сотворение мира»). Композиции её работ просты – чаще всего это фигура в позе предстояния или двое, симметрично обращенные друг к другу. В качестве основы используются подручные материалы, в том числе самых неудобных конфигураций. Статика форм преодолевается пластическим напряжением тесно заполненных композиций, а также сгущением подвижного света, скользящего по поверхности живописи.

Своеобразным продолжением мира людей являются изображения животных и птиц. В сущности, это две ипостаси, переходящие друг в друга. Так в одной из самых поразительных её работ - «Коровница» - женщина и опекаемое ею животное, пластически сливаются в одно целое. Одной из любимых тем художницы остаётся материнство. Идея перетекания живой материи, продолжения жизни одного в другом замечательно реализовалось в «Рождестве человека» (1998 год), где тела матери и дитя слиты как половинки песочных часов.

Т.А. Швецова участвовала в выставках «Пушкинские образы в творчестве наивных художников России» (1999-2000 года, Москва, Канны), «Мы – псковские» (2000 год, Москва), «Фестнаив» (2004, 2007, 2010-2011 года, Москва–Псков), «Наивное искусство – чистые сердца» (2004 год, Псков) В 2000-2011 годах состоялось 10 ее персональных выставок (Псков, Пушкинские горы, Санкт-Петербург, Рига, Вильянди, Царское село) Работы хранятся в Псковском музее-заповеднике и частных коллекциях Эстонии, Латвии, Италии и России.

Выставку можно посетить с 29 марта 2017 года в выставочном зале главного здания музея (ул. Некрасова, 7).

Стоимость посещения: 100 руб./чел. (50 руб./чел льготная категория граждан)