«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«Ведут псов-рыцарей во Псков»

11.04.2017

18 апреля 2017 года в 16.00 картина Г.Н. Горелова «Ведут псов-рыцарей во Псков» из фондов Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева будет представлена в Псковском музее-заповеднике

Картина Г.Н. Горелова «Ведут псов-рыцарей во Псков» поступила в Иркутский художественный музей в 1948 году после Всесоюзной выставки в Москве (1947 год). Ее автор Гавриил Никитич Горелов (1880 – 1966) – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии, действительный член Академии художеств СССР. Он учился в Пензенском художественном училище у преподавателя К.А. Савицкого, затем в Петербурге в Академии Художеств в классе И.Е. Репина, а также у Ф.А. Рубо. Академию художник закончил в 1911 году, написав картину «Чудо при погребении Александра Невского». Горелов преподавал в Харьковском художественном институте, Художественном училище 1905 года в Москве, участвовал в многочисленных выставках. За серию портретов рабочих сталепрокатного завода Горелов был награжден Сталинской премией III степени.

От своего учителя И.Е. Репина Горелов унаследовал любовь к историческому жанру, многофигурным композициям, большемерным произведениям. Во время Великой Отечественной войны и в послевоенное время в советском искусстве особенно был востребован героико-исторический жанр, люди нуждались в произведениях, которые укрепляли бы их веру в победу, в силу народа. В 1947 году Гавриил Никитич, продолжая тему, связанную с жизнью и деяниями Александра Невского, пишет картину «Ведут псов-рыцарей во Псков».

Сюжет картины относится к древнерусской истории, одному из самых важных сражений – Ледовому побоищу (5 апреля 1242 года), итогам битвы войск Александра Невского с рыцарями Ливонского ордена на льду Чудского озера.

Победа русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими «псами-рыцарями» имеет важное историческое значение. Орден запросил мира. Мир был заключен на условиях, продиктованных русскими. Послы Ордена отреклись от всех посягательств на русские земли. Движение на Русь западных захватчиков было остановлено. Западные рубежи Руси, установленные после Ледового побоища, продержались столетия. Событие вошло в историю как замечательный пример русской военной тактики и стратегии.

Термин «псы-рыцари», употребляемый в отношении рыцарей Ливонского ордена, появился во 2-й половине XIX века, при переводе с немецкого языка сочинения К. Маркса «Хронологические выписки». Описывая историю борьбы Александра Невского с рыцарями Тевтонского и Ливонского ордена, он называет войска последних «Reitershunde» («рыцарский сброд», «конный сброд» или «конная свора»).

В картине Г.Н. Горелова показан момент, когда участники народного ополчения, сражавшиеся в битве наравне с новгородскими дружинами Александра Невского, ведут пленных псов-рыцарей на площадь Пскова. Персонажи на первом плане представлены художником со спины, что вовлекает и зрителя в действие, разворачивающееся в картине, включает его в движущуюся людскую процессию. Среди изображенных нет главного героя событий – князя Александра Невского, и это, несомненно, придает произведению народное звучание: ведь настоящим героем картины является простой русский народ.

Впервые за десятки лет хранения — это крупное по размерам полотно (200х400 см) предстало перед зрителями 31 октября 2014 года в Иркутском художественном музее. Выставке предшествовала длительная реставрация (около года), осуществленная специалистами Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева.