Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

В память о Савве.

10.10.2009

8 октября 2009 года Савве Васильевичу Ямщикову (1938 – 2009) исполнился бы 71 год. В этот день в Картинной Галерее Псковского Государственного Объединенного Историко-архитектурного и Художественного музея-заповедника (Псков, ул. Некрасова, 7) состоялось открытие небольшой памятной выставки: «Савва Ямщиков и его единомышленники в портретной графике Анны Леон».

Выступая на вернисаже, известный московский культуролог, искусствовед и общественный деятель Сергей Маркус рассказал о том, что Анна Леон и он сам познакомились с Саввой Васильевичем Ямщиковым в апреле 2009 года. Они вошли в его кабинет, чтобы вместе разработать федеральный проект, посвященный Ефиму Честнякову (Ефим Васильевич Честняков (1874 – 1961) – русский художник, ученик И. Е. Репина) – фигуре, имеющей для русской культуры огромное значение и в значении этом пока ещё не осознанной, не до конца оценённой.

Савва Васильевич Ямщиков не только ввел их в круг своих интересов и друзей, но оставил им высокое задание. Слова, произнесенные С. В. Ямщиковым на выставке Анны Леон в здании ГОСНИИ реставрации (Москва, ул. Бурденко, 23), звучат как духовное завещание. Он надеялся, что молодая художница не попадет под соблазн постмодернизма, а всю жизнь будет развивать высокий реалистический дух русского искусства. Ибо постмодерн духовно и философски покоится на отрицании базовых гуманистических ценностей, выработанных человечеством (на них основана в послепетровское время и русская культура).

По словам Саввы Васильевича, самая большая драгоценность, не только памятники, которые он реставрировал и иконы из фондохранилищ нашей страны, прошедшие через его руки, но в первую очередь его друзья.

Любой художник (поэт, писатель, музыкант) нуждается в культурной среде. Мы знаем это по Пскову XIV - XVI веков. Стоит уничтожить, нарушить экологию культуры, насильственно переселив её носителей на Псковскую Горку в Москве или, скажем, в Сибирь – и исчезнет, навсегда прервётся органичное развитие самобытной художественной школы.

Именно поэтому Савва Васильевич занимался не столько реставрацией конкретных материальных памятников культуры, сколько выстраиванием и подчас воссозданием заново живой культурной среды. А такая среда всегда ни что иное, как доброе взаимодействие людей, объединенным общим делом.

Быть может, сегодня кого-либо (в особенности из числа зрителей, не знакомых с Саввой Ямщиковым при его жизни) некоторые портретные работы Анны Леон могут насторожить (и даже шокировать) своей реалистичной остротой. Однако они ни в коей мере не являются шаржами на С. В. Ямщикова. Напротив, эти беглые зарисовки полны любви и внимания художника к своей модели. Сам С. В. Ямщиков принял их с восторгом.

Автору удалось воссоздать и передать не только фигуру, но масштаб личности этого могучего мыслителя. Портретная серия Анны Леон в некотором смысле кинематографична, ибо портреты, подобно кадрам фильма, выстраиваются в некий последовательный ряд. Образы Саввы Васильевича проходят перед нами как в немом кино – то яростно-обличительные, то нервные, то лиричные.

8 октября – день рождения С. В. Ямщикова и, по мнению Сергея Маркуса, организация в начале каждого октября выставок и разнообразных культурных событий в память об этом человеке может стать с течением лет прочной, важной традицией.