«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Мстиславские раскопы

22.06.2017

21 июня 2017 года состоялось методическое занятие для сотрудников Псковского музея-заповедника на археологических раскопах на территории ТЭЦ (ул. Советская, 29)

Сотрудники Псковского музея-заповедника посетили Мстиславские раскопы на территории ТЭЦ (Советская, 29) в рамках методического занятия. С ходом проведения археологических раскопок и находками сотрудников музея познакомили представители Археологического центра Псковской области Елена Вячеславовна (руководитель раскопа) и Сергей Анатольевич Салмины.

Первые работы начались здесь осенью 2016 года. С начала работ археологами были обнаружен разновременной материал, в том числе древнейшие находки. Причина тому, вовсе не перемешанный культурный слой, а то, что жители-пользователи территории нарушали тот слой, что образовался до них.

«Если совсем просто, - объясняет Елена Вячеславовна, - то вот пришли какие-то древние люди, посеяли жито и спокойно здесь жили. Это, скорее, такие «окраинные псковичи», возможно, жившие не совсем в городе, а в том месте, которое к городу тяготело. Рядом у них была погребальная зона - остатки могильника найдены на раскопках ещё в 2003 году. Потом богатый Псков начинает бурно развиваться, присматривает эту близкую к воде территорию как место для производств, для бронзолитейного дела».

Именно поэтому в прошлом году археологи нашли здесь множество ломаных украшений — производственную кладовую с профессиональными запасами ювелира.

«И вот, значит, здесь поставили печки с подами, - продолжает руководитель раскопа. - Огонь горит, всё плавится. Мир развивается, Псков развивается и имеет прескверные отношения с Ливонским орденом, а город-то вырос, окраины надо защищать, поэтому здесь ставится стена, и она всё, что здесь имелось, сплющила. Печки куда-то перенесли, куда - не знаем, возможно, в район современной улицы Гоголя. Стена ветшает, город растёт, поэтому стены появляются в другом месте, а эта территория переходит под подворье Псково-Печерского монастыря и используется «спокойно». Может, как огороды, сады — неизвестно. В общем здесь была какая-то «простая» территория. Итого прошло десять веков. Хорошо, если бы культурный слой был три метра, мы бы спокойно себе копали, но пришла ТЭЦ и всё это ещё раз сжала, как гармошку. В результате получился примерно метр культурного слоя. Всё, что здесь находилось, никуда не делось, а просто оказалось адски сплющено. Пока это видится так».

Из-за сооружения искусственных стоков от ТЭЦ в реку участок высох, и почва сжалась ещё сильнее. Таким образом, 40-сантиметровый культурный слой, который уже успели открыть археологи, вмещает в себя сразу 3-4 века.

Находки на раскопе Елена Вячеславовна скромно называет «добротной археологической радостью». Среди будничных находок - точильный камень, грузило, донышко с остатками поворотного столика, тигель - чашечка для плавления цветных металлов, лощило из лошадиной кости - им доводили до блеска керамику, изношенный костяной гребень, обработанная каменная заготовка для неизвестного изделия, множество железных обломков.

Найденный здесь всадник с топором, по словам Е.В. Салминой, вещь всё-таки из ряда вон выходящая: «Как правило, когда находятся перстни-браслеты, все радуются, а здесь, когда копаешь ювелирные мастерские, украшения - просто общий фон: «Мы снова нашли браслетик. Целенький. Вот хорошо. Сломанный — тоже ничего». И вот появляется эта находка, и мы передаём эту новость друг другу со словами «вы не представляете!». Она, действительно, из ряда вон».

Фото с сайта informpskov.ru

«Наш всадник не из погребений, - уточняет Елена Вячеславовна, - он из построек периода печек — XII-XIII век — и, похоже, туда он попал из более раннего слоя. Пока это не точно, потому что на раскопе мы видим сильно сжатый слоёный пирог». Одна сторона всадника немного более выпуклая. Это наводит специалистов на мысль, что его или пришивали, или носили в мешочке, «подвешивать-то не за что».

Есть и другие незаурядные находки — например, торговая пломба с лилией. Псков, как известно, активно торговал с заграничными соседями. Пломбами скрепляли либо документ, либо мешок с товаром. Она являлась гарантией точного веса и сохранности товара.

Фото с сайта informpskov.ru

Здесь же нашёлся витой мужской перстень, пряжка с орнаментом XIII-XIV века, женский/детский браслет с орнаментом и радостная потеха — здоровенное пернатое из слоя XIII века. Про него тоже не всё понятно, возможно, это женский оберег, оберег плодородия. «Вот он как раз, похоже, подвешивался. Непонятно, что это за двухголовое животное: или это уточка уточку везёт или это две головы дракона. Таких оберегов много и все они разные. Их обычно связывают с финно-угорскими племенами», - пояснила Елена Вячеславовна.

В раскопе открыли часть небольшой хозяйственной постройки, по-видимому, принадлежавшей подворью Псково-Печерского монастыря. Свод этой постройки рухнул.

Фото с сайта informpskov.ru

Благодаря Мстиславскому раскопу открываются некоторые неизвестные стороны жизни Псково-Печерского монастыря. Например, выяснилось, что существование обители каким-то образом было связано с зарубежной торговлей. На раскопе уже найдены около двух десятков свинцовых пломб, до этого на всех псковских раскопах удалось обнаружить примерно столько же.

Пломбами скрепляли мешки с шерстью в разной степени обработки. Одну пломбу получал мешок вычесанной, подготовленной шерсти, затем на мешок с готовой тканью ставили новую пломбу. Тот, кто её крепил, таким образом гарантировал качество и вес шерстяного мотка. Могла быть пломба ещё и от красильщика. В основном, пломбы происходят из городов на территории современной Бельгии, Франции, Голландии. Происхождение этой ещё предстоит уточнить.

Практически еженедельно здесь появляются редкие артефакты, например, в виде бронзовой подвески-якорька. Елена Вячеславовна рассказала, что с древнейших времён якорь - традиционный символ надежды и стабильности. Он остался таковым и в христианской символике. В некоторых погребениях христианского времени находят точно такие якоря, но с подвешенными утиными лапками, как на традиционных языческих амулетах, с бубенчиками или даже с крестами.

Фото с сайта informpskov.ru

Во время работ найдена миниатюрная серебряная подвеска с надписью по краю и изображением святого Георгия, поражающего змия. Слева на фото - оригинал, справа - зеркальная инверсия, позволившая прочитать «ПЕЧАТЬ ОНИСИМОВА ПУРНИКА».

Фото с сайта informpskov.ru

Слово «пурник» может быть связано со словом «пура» - мера зерна. «Пуркой» назывался также прибор для определения качества зерна – своеобразные «хлебные весы», показывающие, имеет ли эталонный объём зерна правильный вес или это более лёгкое, «сорное» зерно. Возможно, пурник Онисим, потерявший печать, предположительно, в XVI веке, занимал эту ответственную должность на псковском подворье Псково-Печерского монастыря. Пока это всего лишь версия, а точное значение слова «пурник» предстоит определить филологам.

Ежедневно на раскопе встречаются всевозможные бытовые находки, среди которых товарные пломбы, небольшой тигель для ценных металлов, крестовидная булавка для плаща, лезвия ножей, ледоходная скоба, которая крепилась к обуви, а также монеты «чешуйки».