Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Уникальные иконы 16-17 веков вернулись в Псковский музей.

15.10.2009

После трехлетней реставрации в Институте имени Репина Российской Академии Художеств, в Псковский Музей-заповедник вернулись икона 16 века «Страшный Суд» и икона 17 века «Благовещение».

Хранитель коллекции икон Псковского музея-заповедника Ольга Анатольевна Васильева, рассказала о значении этого события для псковской культуры.

Одна из основных задач музея - сохранение памятников нашей национальной культуры, что непосредственно связано с их реставрацией. За последние 30 лет наиболее результативно в области реставрации музей сотрудничает с Институтом им. И.Е Репина Российской Академии Художеств (Санкт-Петербург). За эти годы отреставрировано более 400 памятников русской, западноевропейской живописи и иконописи. Самые ценные памятники древнерусской живописи, к которым относятся и возвращенные иконы ("Страшный суд" первой половины 16 века и «Благовещение» 17 столетия), проходят комплексную реставрацию, то есть красочный слой иконы не только укрепляется, но и раскрывается от позднейших записей.

На Руси изображение композиции «Страшный Суд» известно в монументальной живописи начиная с 12 века. Однако только в 14 столетии из Константинополя в Москву привезли икону с изображением данного сюжета и поставили ее в Благовещенском соборе Московского кремля. В XVI веке всё внутреннее убранство собора выгорело, москвичи заказали новую икону "Страшный суд". Согласно летописям, в 1547 году в Пскове было изготовлено несколько икон для московского Благовещенского собора и в том числе икона "Страшный суд". Видимо, к этому времени псковские иконописцы освоили данный сюжет лучше, чем кто бы то ни было. "Тема смерти актуальна для любого человека, - заметила Ольга Васильева, - А для жителей древнего Пскова эта тема особенная. Не проходило и месяца, чтобы псковичи с оружием в руках они не отстаивали свою землю. И светские люди, и монахи. Монахи, часто первыми встречали врагов, ведь монастыри строились, не только как центры духовной жизни, но и как крепости". Неизвестно, для какого конкретно храма была написана данная икона "Страшный суд", но она, безусловно, является одной из первых русских икон на эту тему. В коллекцию Псковского музея-заповедника она попала до Великой Отечественной войны, о чём свидетельствует проставленный на ней в 1935 году номер. Во время войны эта псковская икона в числе других наиболее ценных памятников древнерусского искусства была вывезена фашистами в Германию, а в Псков икона возвратилась только в 50-х годах прошлого века – уже из новгородского музея.

Интересно, что с псковской иконой "Страшный суд» уже познакомились исландские специалисты. Вернее, не с самой иконой, а с её изображением. Тема конца света, мировой катастрофы встречается в эпосе многих народов. В 2008 году в Исландии, в университете Рейкьявика, проходил международный симпозиум, на котором выступил с докладом профессор Ю.Г.Боброва, который привел параллели поэтических мотивов исландского эпоса Волуспе и изобразительных символов псковской иконы. Таким образом, о псковской иконе, как важной содержательной части русской культуры узнали далеко от Пскова, что должно вызвать очередной интерес к нашему городу, который хранит то, что нельзя больше увидеть нигде.

Возвращённая так же после реставрации икона «Благовещение» написана на очень распространённый евангельский сюжет. Однако Ольга Васильева отметила, что на этой иконе в отличие от традиционных композиций архангел Гавриил изображён дважды: сначала он сам воспринимает от Господа благую весть о предстоящем Рождестве младенца Христа, а потом передаёт её Марии. Это является редкой иконографией данного сюжета и пока единственно известной в Псковском собрании.

"Всем очевидны те усилия, которые прилагает наша областная администрация для того, чтобы Псков был не просто древним городом, но и городом, который активно посещается туристами", - сказала хранитель псковской коллекции иконописи. Ольга Васильева ещё раз подчеркнула, что для этого должны быть доступны не только хорошие дороги, отели, рестораны, но и древние памятники, реставрация которых позволяет их экспонирование, что в свою очередь поддерживает живой интерес к уникальной псковской культуре.