«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

 «Смена караула» в Картинной галерее Псковского музея

21.09.2017

В живописную канву произведений, представляющих искусство начала XX века («Красный» зал), введены два новых экспоната: подписная работа П.С. Наумова «Город» (1920 г.) и впервые выставляемый «Этюд головы»(1919-1920) С.Я. Раскина.

Оба произведения являются временной заменой двум живописным шедеврам из собрания Картинной галереи («Олонецкий дед» Б.Д. Григорьева и «Две» К.С. Петрова-Водкина), переданным на временное хранение в Государственную Третьяковскую галерею для участия в грандиозном выставочном проекте – «Некто 1917».

Автор первой из вышеназванных работ, Павел Наумов (1884-1942) – известный в своё время живописец, рисовальщик и педагог – получил первоначальное образование в частной художественной школе на Украине. Позднее учился в ВХУ при Академии художеств у Д.Н. Кардовского. После получения звания художника в 1911 году был экспонентом множества выставок и сотрудничал с различными художественными объединениями 1910-1920-х гг. Участвовал в исполнении декораций и росписей по эскизам Н.К. Рериха. Дух и форма его ранних произведений близки творчеству символистов.

«Город» П.С. Наумова, выполненный позднее, в 1920 году, когда увлечение символизмом пошло на спад, представляется нам одной из наиболее сильных в художественном отношении работ этого художника. В сравнении с предшествующими работами, живописный язык этого холста становится более лаконичным, формы деревьев и городских построек заметно кубизируются, цвет приобретает густоту и насыщенность. Пространство городского пейзажа построено таким образом, что внимание зрителя невольно сосредотачивается на движении пластических масс переднего плана. Оно направлено от двух небольших женских фигур левого края вправо, к огромным тёмноизумрудным деревьям, среди которых движется всадник на терракотово-красном коне. Округлые дугообразные цветовые ритмы связывают все элементы пейзажа в единое пластическое целое и одновременно придают ему нечто завораживающее.

Об авторе второй из вновь вошедших в состав картинной галереи работ, Якове Раскине (1891-?), известно крайне мало: в 1916 году окончил юридический факультет Московского университета, позднее учился в частной художественной школе С.М. Зейденберга, а в 1918-21 годах – в мастерской замечательного художника и педагога-новатора К.С. Петрова-Водкина. Однако весной 1921 года его исключили из Петроградских Государственных Свободных Художественных Мастерских за непосещение занятий.

Фигура художника Раскина представляется загадочной ещё и потому, что о его творчестве мы можем судить на основании одной единственной работы – упомянутого «Этюда головы» недавно вернувшегося после реставрации из Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской Академии художеств и принадлежащего Псковскому музею-заповеднику. Не случайно ни одна из двух недавно прошедших больших выставок «К. Петров-Водкин и его школа» (Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и московская Галерея И. Галеева) не смогла представить ни одной работы этого автора.

На оборотной стороне псковского холста, по горизонтали, запечатлён старательно написанный натюрморт с различным хозяйственным инвентарём – ящик, молоток-клещи, бутыль с золотистой олифой. Это учебная постановка, обязательная для начинающих воспитанников мастерской К.С. Петрова-Водкина. Внизу справа - едва различимая подпись: Раскин. Позднее автор использует и вторую сторону холста, перевернув его по вертикали, где напишет «Этюд головы».

Монументальное изображение головы златовласого мальчика 4-5 лет, занимающее весь холст и тем самым максимально приближенной к зрителю, необычно не только в силу значительного превышения принятых масштабов. Вдумчивая проработка формы чуть отвёрнутой от зрителя головы подчёркивает серьёзность и значительность нежного золотистого лица, глубину взгляда синих глаз под приопущенными веками. Кажется, что этот ребёнок обращен мыслями к тому, что нам, в силу каких-то причин, недоступно.

Работа происходит из довоенного фонда музея, куда, по всей вероятности, попала с «Выставки картин русских художников», организованной совместными усилиями молодых псковских и петроградских художников в Порхове - Пскове весной 1920 года. В изданном тогда в Пскове и чудом сохранившемся кратком каталоге рядом с фамилией Я. Раскина значатся два «Этюда головы». Один из них, в числе ещё нескольких работ других авторов (среди которых были, в частности. Б.Д. Григорьев и М.З. Шагал), не только остался в собрании Псковского музея-заповедника, но и, пережив войну, был сохранён его сотрудниками.

Н.И. Салтан,

старший научный сотрудник

Псковского музея-заповедника