«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«Некто 1917»

26.09.2017

28 сентября 2017 года в Третьяковской галерее состоится открытие выставки, на которой представлены работы из собрания Псковского музея-заповедника

Третьяковская галерея подвергает художественному осмыслению переломный момент в истории России ХХ века – 1917 год, время, когда происходили кардинальные изменения в государственном строе и обществе.

Искусство перед неизвестной реальностью — так можно обозначить тему выставки «Некто 1917». Многообразие творческих проявлений, яркость и неоднозначность художественных высказываний свидетельствует о редкой ситуации, когда искусство не испытывало давления как со стороны государства, так и рынка, находившихся в состоянии нестабильности и распада. В сложившихся условиях искусство осознавало себя не формой «отражения действительности», не продуктом идеологии, а творческой силой, лабораторией идей и социальных проектов.

Первая часть выставки покажет значимые в истории искусства произведения М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, Б. Григорьева, Б. Кустодиева, З. Серебряковой, вторая часть выставки, представленная абстрактными работами К. Малевича, П. Филонова, О. Розановой, Л. Поповой, И. Клюна, А. Родченко, В. Кандинского.

Из собрания Псковского музея-заповеднике в выставке принимают участие два полотна: «Олонецкий дед» (1918 год) Б. Григорьева и «Две» (1917 год) К. Петрова-Водкина.

«Олонецкий дед» - работа из цикла «Расея», поступила в музей в 1920 году с выставки картин русских художников (Псков).

В 1918 году картина «Две» К. Петрова-Водкина была представлена на выставке объединения «Мир искусства», в 1936-1937 и 1965 годах – на персональных выставках в Ленинграде. Работу можно отнести к числу лучших работ художника. Впервые эта тема появляется в подготовительных рисунках и эскизе композиции «Девушки на Волге» летом 1914 года. Чистые цвета, четкий контур форм, ритмическая согласованность и равновесие были высоко оценены современниками, нашедшими в живописи «силу и тонкость фресок итальянских примитивов» и несомненное влияние древнерусской живописи. Две женские фигуры выделены художником в отдельную композицию – так появился вариант «Две девушки», хранящийся в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева. В 1917 году, несколько изменив цветовую гамму и пластические характеристики, художник включает группу в полотно «Утро. Купальницы» и в этом же году доводит заинтересовавший его образ до предельной завершенности в монументальной и лаконичной композиции «Две».

Работы будут экспонироваться в Третьяковской галерее до середины октября 2017 года.