«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Выставка «Рисунки монументалиста» завершает свою работу

14.02.2018

Выставка Арнольда Гана «Рисунки монументалиста» будет работать до 25 февраля.

Волею обстоятельств псковичи получили возможность познакомиться с творчеством А.П. Гана (1928-2000). Живопись и графика этого неизвестного ранее в наших краях художника, привезенная из Ташкента его дочерью, Зоей Арнольдовной Ган - лишь малая частичка того, что было им создано.

Судьба потомственного художника А.ПГана, отцу которого, Павлу Гану, довелось учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых живописцев Васнецова, Коровина и Пастернака, сложилась причудливо. Уроженец Себежской земли, он прошел школу мастерства у замечательного художника А.Н. Волкова в Узбекистане (1943-48), позднее - в знаменитом Мухинском училище, где преподавали А. Дейнека и В. Фаворский. По основному направлению своего творчества он монументалист. Как самобытный художник раскрылся в Узбекистане, куда был занесен превратностями судьбы. Два эскиза многофигурных композиций монументальных росписей на тему труда, представленные на выставке, заражают яркой динамикой и выдают руку опытного профессионала.

Живописные работы, созданные в Узбекистане, вводят в таинственную атмосферу экзотического восточного быта. Сгущенная, «ковровая» поверхность картин, плотно заполненных фигурами канатоходцев, музыкантов, зрителей, а также - степенных, молчаливо-углубленных обитателей чайханы приоткрывает перед зрителями «загадку Востока». Стилистика этой живописи близка художникам круга его учителя, А.Н. Волкова, и одновременно содержит в себе «гены» русского авангарда начала XX века.

«Девочка вышивает»

Самый интересный раздел выставки составила графика. Она чрезвычайно разнообразна: здесь воплощенные в рисунке замыслы будущих монументальных росписей («Пластика фигур», «Формалистическая фигура»); великолепные наброски обнаженной натуры; быстрые, но пластически точные и запоминающиеся карандашные зарисовки («Мужчина в поезде Москва-Ташкент»); вдумчивые акварельные портреты детей, облик которых несет в себе черты времени их создания («Девочка вышивает», «Босоногое детство», «Суворовец»).

«Формалистическая фигура», 1970.

«Суворовец»

Особое место занимают портретные работы, в которых голова портретируемого дается крупным планом. Среди них - театрализованные «воображаемые» портреты легендарных актеров А. Вертинского и В. Холодной, в которых лаконизм графических средств выдает руку монументалиста. Не менее интересны лица разных людей, которые художник максимально приближает к зрителю, словно пытаясь постигнуть «тайну» лица: «Керамист», впитавший в себя жар южного солнца и силу огня; трогательные и одухотворенные образы молодого мужчины ,юноши, мальчика, Лены Алексеевой. Мужественное и благородное лицо одного из портретируемых («Мужской портрет») ассоциируется с образом самим автора, Арнольда Гана.

старший научный сотрудник Наталья Ивановна Салтан