Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Меняющийся музей в меняющемся мире

22.12.2009

21 декабря в выставочном зале Псковского музея-заповедника состоялась презентация VII Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2009-10 гг. Благотворительного фонда В. Потанина, который проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры.

Перед сотрудниками музеев Псковской области выступил координатор проекта по Северо-западному федеральному округу Денис Николаевич Кузнецов. Он рассказал о целях и задачах конкурса, условиях и прядке участия в его номинациях.

В 2008 году Изборский музей-заповедник получил поддержку организаторов конкурса, представив проект «Забытые крепости XX века», показывающий возможности музейного использования «Линии Сталина».

Участник действующего проекта, победитель в номинации «Партнерские музейные проекты» стал Пушкиногорский музей-заповедник. Совместно с Почтой России он разработал проект «Музейная почта».Одна из разработчиков Татьяна Ешина рассказала о выгоде его реализации для расширения музейного пространства Пушкиногорья.

Предоставляемые конкурсом возможности вызвали интерес музейных работников. Так директор Гдовского краеведческого музея, филиала Псковского музея-заповедника Надежда Леонидовна Сингатулова не исключила российско-эстонского сотрудничества в реализации партнерского проекта.

Заместителя директора по научной работе Псковского музея–заповедника Бориса Николаевича Харлашова заинтересовала номинация «Технологии музейной экспозиции». В рамках реализации проекта вполне осуществимо преобразование музея-квартиры В.И. Ленина в музей истории губернского Пскова. Такая трансформация обогатит экспозиционные залы музея новыми экспонатами и привлечет в его стены новых туристов.

Грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» 2009-10 гг. Благотворительного фонда В. Потанина,

К участию приглашаются российские государственные и негосударственные музеи и музейные организации. Среди приоритетов конкурса – создание равных условий для участников независимо от их статуса и месторасположения.

Цели конкурса:

  • Активная адаптация музеев и музейной сферы в целом к меняющимся условиям социально-экономической и культурной жизни;
  • Поддержка и продвижение лучших образцов музейной практики в России.

Условия и порядок участия:

Заявки принимаются до 12 февраля 2010 г. по следующим номинациям:

  • Музей и технологии туризма;
  • Музей и новые образовательные программы;
  • Партнерские музейные проекты;
  • Технологии музейной экспозиции;
  • Музейные исследования;
  • Социально ориентированные проекты;
  • «Авторская» номинация

Грантовый фонд конкурса - 15.400.000 рублей. Максимальный размер гранта 700.000 рублей, для «Авторской номинации» – 1.000.000 рублей.

Конкурс проводится в два этапа. Сначала присланные заявки оцениваются экспертами сточки зрения яркости идей и значимости проекта для региона. После этого жюри, публичный орган конкурса, опираясь на мнения экспертов, выбирает полуфиналистов - 50 проектов, авторы которых приглашаются на проектно-образовательный семинар. Во время обучения происходит активное общение проектировщиков друг с другом и сведущими музейными специалистами, после чего они дорабатывают свои заявки до уровня бизнес-планов и вновь присылают их на суд жюри. На втором этапе конкурса жюри определяет 20-25 победителей и принимает решение по объему финансирования на каждый из проектов.

На первом этапе конкурса действует принцип квотирования: каждому федеральному округу, Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и, отдельно «Авторской» номинации гарантируется по пять мест для участия в образовательном семинаре. На втором этапе квотирование не производится. Победителями становятся проекты, успешно сочетающие инновационный подход, значимость для региона и реалистичность воплощения. При этом авторы проектов-победителей прошлых лет могут участвовать только в «Авторской» номинации, так как они обладают большим опытом проектной работы и имеют преимущество по отношению к другим участникам. Таким образом, создаются равные условия для всех участников конкурса.

Конкурс в цифрах и фактах:

За шесть лет на конкурс прислано 2500 заявок из 75 регионов

  • За шесть лет грантовую поддержку получили 115 лучших проектов из 42 регионов.
  • Семинары для финалистов стали уникальной коммуникативной площадкой, позволяющей обменяться опытом и повысить профессионализм участников.
  • Создана и продолжает свое формирование база успешных проектов, которые представлены на сайте конкурса.
  • Сайт конкурса, запущенный в 2008 г., дает возможность участникам общаться друг с другом, с экспертами конкурса и независимыми музейными профессионалами, а также следить за ходом реализации проектов благодаря дневникам, которые ведут все победители конкурса.
  • Эффективно работает система мониторинга, в которой принимают участие члены жюри, эксперты конкурса и представители СМИ.