«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«ПЁТР ФОМИН. НИКИТА ФОМИН. ЖИВОПИСЬ» - выставка к 100-летию П. Фомина и 70-летию Н. Фомина»

08.02.2019

Выставка с таким названием открылась сегодня в Пушкинском заповеднике в Михайловском

Данная выставка – совместный проект Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское». Она объединила творчество двух художников-реалистов – отца и сына и приурочена к 100-летию П. Фомина и 70-летию Н. Фомина.

На выставку отправилось 9 живописных работ из фондов музея:

  1. П.Т. Фомин «Весна в Михайловском».
  2. П.Т. Фомин «Апрель в Малах».
  3. П.Т. Фомин «В феврале».
  4. П.Т. Фомин «В Михайловском».
  5. П.Т. Фомин «Солдатки».
  6. П.Т. Фомин «Деревня Поколодово».
  7. П.Т. Фомин «Зимой».
  8. Н.П. Фомин «Изборская крепость».
  9. Н.П. Фомин «Мирожский монастырь».

Пётр Тимофеевич Фомин (1919-1996), уроженец Псковской деревни Ледяха – известнейший живописец, классик русского реалистического искусства ХХ века, народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств, в 1983-1991 годы – ректор ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. В фондах Псковского музея хранятся семь его живописных произведений. В их числе монументальное полотно «Солдатки» (1980), которое являлось смысловым ядром прошедшей в музее с 20 августа по 20 сентября 2009 г. большой выставки «Петр Фомин. Никита Фомин. Живопись».

Однако, важнейшим в творчестве этого мастера является пейзажный жанр. Именно с лиричным и в то же время в высочайшей степени эпическим, восходящим к обобщённой национальной героике пейзажем русской земли связаны лучшие страницы его творчества. Быть может, особая их глубина и проникновенность связана с тем, что Петр Тимофеевич прошел Великую Отечественную войну, научившую его ценить жизнь, дарованную человеку природой. Именно тогда, возможно, открылись его «глаза художника» и редкая способность передавать не только облик, но и душу русской природы.

Становление его как художника продолжалось в первые послевоенные годы в Институте им. И. Е. Репина, который он окончил в 1952 году. Его работы вошли в золотой фонд крупнейших собраний России, хранятся и экспонируются во многих музеях, в числе которых Третьяковская галерея и Русский музей.

Никита Петрович Фомин (1949) окончил Академию художеств по мастерской монументальной живописи профессора А. А. Мыльникова (1973). Ныне он заслуженный художник РФ, академик РАХ, автор монументальных росписей, мозаичных композиций и станковых работ. В последней из перечисленных ипостасей по авторской манере он заметно отличается от своего выдающегося отца, но, в то же время органично продолжает развивать отцовское наследие. Русский реалистический, академический метод полностью воплощён и раскрыт Н. П. Фоминым в его ярком и своеобразном творчестве. Однако он с полным основанием может быть назван модернистом (в положительном смысле этого термина), то есть мировым художником, мастером современного искусства, для которого необыкновенно дороги уроки европейской, в первую очередь – французской, живописи второй половины XIX – начала ХХ века. Основной жанр творчества Н. П. Фомина – также пейзаж. Но особенное значение для этого автора приобретает уже не только естественный ландшафт – образ свободной и живой русской природы, почти не искажённой человеком, для него очень важны урбанистические виды Петербурга, Парижа, Венеции, Рима. При этом в творчестве Н. П. Фомина также велика и незаменима роль красоты Псковской земли. Окрестности Изборска и Печор, Мальскую долину он пишет и поэтизирует с изысканным совершенством.

Н. П. Фомин – профессор Российской Академии Художеств, Лауреат Государственной премии РСФСР, художник, принявший в России и за рубежом участие более чем в ста различных вернисажах. Многие его картины находятся в музейных и частных собраниях ряда стран Европы, Азии, Америки. Творчество автора представлено в Русском Музее, Музее Академии Художеств в Петербурге, Музее истории Москвы, Музее истории Санкт-Петербурга.

Н. И. Салтан, старший научный сотрудник

художественного отдела Псковского музея-заповедника