Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«Живой любви прекрасные черты»

10.03.2010

12 марта в 15 часов в выставочном зале фондохранилища «Дом Массона» откроется выставка «Живой любви прекрасные черты»

На выставке представлены 15 произведений русской портретной живописи XIX- XX веков из коллекции Псковского музея.

А.И. Вахрамеев. Портрет неизвестной. х.м. 1912 г.

«Ничто так не разнообразно, как женская красота, кроме разве впечатления, производимого ею на нас», - справедливо заметил французский публицист Эдмон Абу. Это «разнообразие» в значительной степени объясняет широкое распространение жанра женского портрета в изобразительном искусстве последнего тысячелетия.

Л.А. Костенко. Семейный портрет. х.м. 1977 г.

Очарование молодости, гармоничность и мудрость зрелости, импульсивность и спокойствие без особого труда можно увидеть или предугадать в каждом из характеров портретируемых. Изменчивость женской натуры, ее разнообразные порывы, это то, что притягивает художников, позволяя домысливать и подчеркнуть тайны женской души. Загадочность, недосказанность, как правило, часто встречающиеся черты образности женских портретов.

М.А. Клещар-Самохвалова. Автопортрет. х.м.

Вместе с тем разные эпохи сохраняют в обликах женщин, их одеждах, позах и даже композициях картин яркие признаки каждого времени. Сказочная загадочность женских обликов, которые спрятаны под маской мифологических героинь – Евы, вакханок, на нашей выставке представлены работами известных художников XIX- XX столетий, таких как Ф.А. Бруни (Копия картины «Вакханка и амур») и Н.А. Майков «Вакханка», М.В. Нестеров («Пастушка», эскиз к панно «Весна») и неизвестных - («Аллегория. Ева»).

Ю.И. Пименов. В троллейбусе. 1940 г.

К тому же XIX веку относятся портреты А.П. Соколова «Графиня Е.А. Строганова» и Ф.П. Чумакова «Портрет дочери». Они выполнены в разных техниках, созданные разными по уровню признанности художниками, и объединяющее их время только усиливает эти различия. Строгая и несколько надменная графиня Е.А. Строганова и очаровательная своей непосредственностью Чумакова – не только два характера. Различие характеров - это еще свидетельство впечатлений, производимых моделями на портретистов. И эти впечатления часто могут быть решающими при создании образов и даже в определенном смысле продиктованными личностью модели, ее статусом, ее «легендой». Поэтому показательны семейные портреты, в которых господствует чувство общности, сопричастности друг другу, понимания и теплоты. В них женские образы растворяются и становятся одними из тех, кто подтверждает безусловную истину: «семья священна», что очевидно в картине художников XIX века Робертса («Портрет семьи Яхонтовых») и XX - Л. Костенко. Тем ярче в сопоставлении с ними индивидуализм и заостренность характеров в произведениях художников XX столетия: А.И. Вахрамеева, В.И. Набоковой, А.Я. Головина или мажорная ритмичность портретов Ю.И. Пименова, В.М. Орешникова, М.А. Клещар-Самохваловой.

А. Робертс. Портрет семьи Яхонтовых. х.м. 1850 г.

И все это многообразие эстетических впечатлений от прекрасных женских черт так созвучно нашим чувствам, которые мы испытываем весной. Не случайно весна - это имя женского рода.

Ф.П. Чумаков. Портрет дочери. х.м. к.XIX в.