Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Возвращение в Псков

12.04.2010

14 апреля 2010 года в Псковском музее-заповеднике откроется очередная персональная выставка Любови Алексеевны Костенко, чье творчество известно не только в России, но и за пределами нашей Родины. Полтора года назад небольшая выставка мастера прошла в помещениях фондохранилища «Дом Масона». В 2008 году мы побеседовали с Любовью Алексеевной о её творчестве

Любовь Алексеевна, за Вашими плечами 59 выставок, работы в 20 музеях и галереях России и Западной Европы, частных музеях 20 стран мира. С какими из ваших полотен познакомится псковский ценитель живописи?

Всего я выставляю 36 работ различных жанров, которые остаются в моей личной собственности, либо в частной собственности в России. Псковичи увидят пейзаж "Василий на Горке", разножанровые полотна, объединенные названием "Баба Дуня и её мир", автопортрет "Семья", написанный более 30 лет назад и находящийся в коллекции Псковского музея.

Автопортрет «Семья», является жемчужиной коллекции, как она появилась в нашем музее?

Я написала это полотно в 1977 году. И вскоре оно оказалось в фондах Ленинградского отделения Союза художников. Тогда Псковским музеем приобреталась много картин современных художников и благодаря усилиям сотрудницы музея Наталье Салтан, моя картина осталась в России, была спасена для зрителя, поскольку позже, в Германии, картины из фондов Союза художников продавались оптом по очень смешной цене.

Последний раз вы выставлялись в Пскове четверть века назад. Что связывает Вас с этим городом. Каким вы увидели его сейчас?

Вы знаете, я недавно побывала в Пскове в дни Святой Ольги, вернувшись - летала на крыльях - всем рассказывала какие здесь вежливые люди, водители уступают дорогу пешеходам, чувствуется уважение к человеку. В Петербурге такого не встретишь, какой-то сумасшедший ритм жизни сказывается на отношениях между людьми.

Здесь жили дивные люди, я была увлечена ими: Архимандрит Алипий (Воронов), Семен Степанович Гейченко, Всеволод Смирнов... Я бросалась в объятия это города, приезжала сюда на престольные праздники, Пасху и Рождество, не чувствуя запретов на религию, запретов еще на что-то. На Западе мне говорили: "У вас же все было запрещено". Я отвечала, что все существует, и происходить это могло только в городе, насыщенном духовностью. Именно она выражена даже в архитектуре. Церкви как будто руками вылеплены, они живые, трогают за душу. Все дышит духовностью, культурой, и если ты воспринимаешь эти впечатления, то они остаются на всю жизнь...

Вот я побывала в "Золотой кладовой", это просто чудо - какие изысканные вещи! Да и народ псковский это мастеровые люди, думающие.

Особенно большую популярность Ваше творчество снискало в Нидерландах, где за последние годы состоялось более 30 ваших выставок. Отличается ли восприятие Ваших работ западного и российского зрителя?

Когда-то мои картины в последний момент снимали с выставок за преклонение перед западным искусством, а на западе мое искусство определяют как слишком русское. Сила художника в том, чтобы, имея под собой национальную почву, творчески осмыслить мировое наследие.

В школе мне часто приходилось копировать шедевры голландской живописи. Особенно мне нравился Франц Хальс. Франция сделала Ван Гога. В наших музеях можно увидеть лучшие образцы голландской живописи (Рембрант, Хальс, Ван Дейк). Национальная культура очень важна как собственные исторические корни. Но если не воспринимать мировую культуру, творец быстро зачахнет. Существует взаимодействие и взаимопроникновение культур. Художник не может существовать вне мировой культуры.

Вы работаете в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт). Какой из них для вас является любимым, есть ли у вас любимые картины?

Очень трудно сказать какие картины для меня лучшие. Я очень люблю портрет. На портрете я отдыхаю. Очень люблю натюрморт, но сейчас пишу его меньше. Время меняет впечатление, меняет ценность работ, оно тот самый эксперт, цензор который все расставляет по своим местам. Однажды, готовясь к выставке, я отобрала на мой взгляд лучшие работы, остальные свернула и положила в шкаф, уехала, даже, кажется, во Псков. Отец бережно относился ко всему, что я делала, особенно в искусстве, Он натянул эти работы на холст, сделал обновление, и я увидела, что они были лучше отобранных мною на выставку.

Этот год для Вас в какой-то степени значимый: юбилей первой групповой выставки, первой персональной. Вы оглядываетесь назад, чтобы подвести итоги?

Не наступила еще такая черта, за которой можно начать писать воспоминания, лежать с книгой на канапе и ничего не делать. Нет, я так не могу: самые блаженные минуты, моей жизни связаны с работой, когда я работаю - я летаю. Так, что подводить итоги еще рано.

Юрий Конов. Сентябрь 2008 г.