Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«ПСКОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ. САВВА ЯМЩИКОВ»

14.05.2010

Представление сборника «Псковская губерния. Савва Ямщиков»,посвящённого памяти С. В. Ямщиковаи необходимому продолжению его работы,состоится в 15.30 25 мая 2010 годав зале Западноевропейского искусства Псковского музеяпо адресу: Псков, ул. Некрасова, д. 7.

Имя Саввы Васильевича Ямщикова (1938 – 2009) – выдающегося деятеля русской культуры, искусствоведа, реставратора, публициста, просветителя и популяризатора многосложной работы по возрождению художественно-исторических памятников нашей Родины – связано с Псковом и Псковским музеем прочно и навсегда.

В продолжение почти пяти десятилетий Савва Ямщиков курировал хранимый ПГОИАХМЗ бесценный фонд иконописи, приложив плодотворные усилия к его научному описанию и реставрации. Он участвовал в первоначальном создании (ещё в глухие атеистические времена) постоянной экспозиции икон, существующей в Поганкиных палатах и сегодня. Благодаря Савве Ямщикову могучее и утончённое одновременно искусство безвестных средневековых мастеров псковской иконы было представлено на многих выставках в нашем Отечестве и за рубежом. Таким образом, по-новому, полнее и ярче, оно узнано всем культурным миром.

Именно Савве Ямщикову принадлежит решающая роль в детективной истории спасения и благополучного возвращения в Псковский музей иконы Всемилостивого Спаса из Великих Пустынь («Спас Елеазаровский»), которая в начале 1970-х годов была из музея украдена. Этот выдающийся памятник искусства середины XIV века, абсолютно уникальный в Псковском собрании, является для музея центральным, незаменимым, узловым экспонатом – тем духовным зерном, которое всё собой скрепляет и из которого хронологически и по смыслу вырастает в целом иконописная экспозиция.

«Спас из Великих Пустынь», XIV век.

Многие годы С. В. Ямщиков был связан дружбой и духовным ученичеством с настоятелем Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием (Вороновым). Известно, что архимандрит Алипий (1914 – 1975), кроме своего служения Церкви, являлся также духовным, культурным подвижником иного рода – выдающимся собирателем русской и западноевропейской живописи. Отечественная часть коллекции была им самим незадолго до смерти передана при посредничестве С. В. Ямщикова в Государственный Русский Музей. Но только благодаря мужеству и бескомпромиссной гражданской позиции Ямщикова было исполнено завещание о. Алипия касательно западноевропейской части его собрания. В итоге она тоже (к сожалению, не в полном составе) влилась в государственный музейный фонд.

Андреа дель Сарто и мастерская. «Мадонна с Младенцем», 1520-е годы.

Сегодня «Мадонна с Младенцем» мастерской Андреа дель Сарто (1486 – 1530), являющаяся вторым по значимости после «Елеазаровского Спаса» сокровищем музея, а также произведения Теодора Ромбоутса (1597 - 1637), Теодора Буйерманса (1620 – 1678), Иоганна Михаэля Ротмайера (1657 – 1730) и некоторых других авторов, происходящие из коллекции архимандрита Алипия, составляют необходимую основу постоянной экспозиции западноевропейского искусства XVIXIX веков, воссозданной в Псковском музее в 2010 году.

Именно поэтому псковский западноевропейский зал избран в качестве того единственного, наполненного смыслом места, которое подобает презентации сборника, посвящённого Савве Ямщикову.

Газета «Псковская губерния», дорогая нам своей неутомимой заботой о спасении культурного наследия Псковской земли, и С. В. Ямщиков, отдавший делу этого спасения всю жизнь, не могли не найти друг друга. В свои последние годы Ямщиков выступал со страниц «Губернии» десятки раз. Чаще - с негодованием: клеймя нерадивое светское и духовное начальство, обличая вандалов-застройщиков, во многих местах поправших в угоду собственному карману исторический архитектурный образ Пскова. Но всегда – за резкими словами, за болью неравнодушного сердца – в текстах Саввы Ямщикова живёт и светит всепоглощающая Любовь. Она обращена к Отечеству, Культуре, Красоте, к городу Пскову - к русскому народу, в великое будущее которого Автор верил до последнего дня.

Публицистический сборник «Псковская губерния. Савва Ямщиков», по своему содержанию необыкновенно острый и актуальный, очень нужный Пскову сегодня, выходит в свет при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации тиражом 2 000 экземпляров. Являясь своеобразной энциклопедией, в которую включены не только все публикации самого С. В. Ямщикова в «Псковской губернии», но и любые ссылки на него других авторов газеты, он содержит около 400 страниц текста и справочный аппарат.

Анна Леон. Портрет С. В. Ямщикова. 2009 г.

Книга иллюстрирована значительным рядом фотографических портретов С. В. Ямщикова, а также несколькими натурными рисунками московской художницы Анны Леон, выполненными в 2009 году. В них, как в кадрах единого фильма, этот незаурядный человек, его обаяние и характерная мимика, жестикуляция, не раз оживут для читателей.

Со дня презентации сборника указанные портреты, как самоценная фотовыставка, будут экспонированы в одном из музейных залов.

Л. М. Шлосберг. Портрет С. В. Ямщикова. 2008 г.

Гражданское прощание с С. В. Ямщиковым прошло в стенах Псковского музея 21. 07. 2009.

Представление сборника «Псковская губерния. Савва Ямщиков»,

посвящённого памяти С. В. Ямщикова

и необходимому продолжению его работы,

состоится в 15.30 25 мая 2010 года

в зале Западноевропейского искусства Псковского музея

по адресу: Псков, ул. Некрасова, д. 7.

Ю. Селиверстов