Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

"Цвет Серебра" Александра Шершнёва

09.08.2010

10 августа в 16 часов в выставочном зале фондохранилища Псковского музея –заповедника «Дом Массона» ( Комсомольский переулок,6 ) состоится открытие выставки, посвященной памяти Александра Шершнева. По просьбе семьи А.Шершнева организовал выставку, состоящую из 70 графических произведений разных лет, сотрудник Псковского музея Владимир Галицкий, который дружил с художником и который пишет о нем в настоящем времени, не смирившись с утратой.

В кругу художников, живущих и работающих в наши дни в Пскове, Александр Шершнев – один из самых «коренных» как по своему рождению в древнем и прекрасном городе, так и по первоначально полученному художественному образованию. А еще и по верности избранной в юношеские годы технике резцовой гравюры на пластике; технике, пришедшей от первого и единственного учителя, художника и педагога Валентина Михайловича Васильева.

От своего наставника Александр Шершнев воспринял, пожалуй, самое главное – веру в безграничную возможность скупой аскетичной по арсеналу изобразительных средств технике черно-белой резцовой гравюры. Работы В. М. Васильева (для псковичей они давно – классика), будь то городские пейзажи с уникальной древней архитектурой или благословенные пушкинские места, наполнены воздухом, отмечены живым пульсирующим дыханием, идущим от художника. Можно исполнить технически безупречную гравюру, в которой, при всем блеске внешнего мастерства, не будет жизни и души, а посему и искусства настоящего тоже не будет. Это знал, понимал, внушал своим ученикам Валентин Михайлович Васильев. Ведомы эти критерии и Александру Шершневу, у которого, как и у любого другого художника, есть своя шкала оценки профессионализма и мастерства.

В скромной биографии псковского художника-графика Александра Валентиновича Шершнева есть свои вехи, личные точки отсчета. Основополагающие из них: родился в Пскове, учился в только что основанной детской художественной школе у В. М. Васильева. Выставляться в городе и за его пределами начал рано. Известность молодому художнику принесла работа в жанре экслибриса. Собрание шершневских книжных знаков исчисляется в сотнях единиц. Разумеется, они не однозначны и по своей композиции, и по скрытому аллегорическому звучанию, да и по технике исполнения. Но несомненна их индивидуальность: А. Шершнев в экслибрисах заявил о собственной манере, определил излюбленные темы.

Своими экслибрисами А. Шершнев пытается раздвинуть ограниченный прикладной характер жанра. Почти каждый его знак – маленькое театральное действо, ироничное, лукавое.

Двадцать лет назад под резцом Александра Шершнева увидела свет первая завершенная пушкинская тема художника: местное издательство выпустило «нескромную сказку Пушкина, дошедшую до нас в рукописных копиях», - «Царь Никита и сорок его дочерей»(1822г.). А. Шершнев сделал попытку создать своеобразный изобразительный аккомпанемент к фривольному тексту А. С. Пушкина. Повествовательный характер гравюр художника сознательно лишен стилизованной под фольклор достоверности. Сцены, предлагаемые А. Шершневым, сплошь условны. Во многом они являются продолжением театрализованных «ню», пристрастие к которым с завидным постоянством демонстрирует художник уже много лет.

Гравюры А. Шершнева многократно публиковались в изданиях самых разнообразных: от местной периодической печати до коллекционных книг-каталогов экслибрисов. Псковский художник-график имеет завидный послужной список выставок – персональных, коллективных, областных, республиканских, международных... Но в каждой новой встрече с небезразличными к искусству людьми скрыта надежда художника на новых друзей и новое признание.

Владимир Галицкий.

Контактный телефон: 738168,