Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Подготовка к выставке «Драгоценный убор русских икон»

14.08.2010

В Псковском музее-заповеднике идет подготовка выставки «Драгоценный убор русских икон», которая открывается в выставочном зале 18 августа. Об её особенностях рассказала заведующая сектором древнерусского искусства Псковского музея-заповедника Ирина Самойловна Родникова.

«На выставке будет представлена лишь небольшая часть коллекции художественного серебра музейного собрания, состоящего более чем из тысячи произведений среброделия русских и зарубежных мастеров XV-XIX вв.

Подлинное представление о духовном и художественном значении икон в истории культуры можно получить лишь, изучая их как целостные произведения литургического искусства.

Драгоценный убор не существовал отдельно от образа и был связан с ним не только по форме, но, прежде всего, содержательно и функционально.

И письменные источники, и изображения чтимых икон в живописи, а также состояние левкаса и красочного слоя, дошедших до нас древних икон, показывают, что во все эпохи украшения могли быть неотъемлемой составляющей самого замысла священного образа. Символическое истолкование убора издавна входило в богословие иконы, а сам он в лучших произведениях средневековых мастеров и ювелиров Нового времени составлял единый художественный ансамбль с живописью.

Богоматерь Одигитрия. 17 в.

Богоматерь Умиление и избранные 16 в. святые.

Несколько слов о традициях и символике украшения икон.

Традиция создания украшенных икон («kekosmemenai eikones») сложилось в Византии в IV- VIII столетиях. Самое непосредственное воздействие на ее становление оказали словесные образы в священных книгах Ветхого Завета и практика иудаистского культа, переосмысленного в духе христианства. В Пятикнижии Моисея подробно описаны драгоценные золотые и тканые украшения скинии, ее завесы и покровы. Новозаветные тексты, упоминающие золото, вдохновляли почитателей икон: золото, ладан и миро, поднесенные волхвами Спасителю, приносились и его образам.

Венец и с иконы Спаса. Сереббро, позолота, скань, эмаль. 17 в.

Символика драгоценного убора икон разрабатывается в самой теории христианского образа и к VIII столетию получает свое догматическое обоснование. Традиция сокрытия святости в восточнохристианской культуре имела глубокие духовные корни. По Псевдо-Дионисию Ареопагиту (I в.) «Человеколюбие, посредством священных покровов, посредством воспринимаемого чувством скрывает постигаемое только умом».

Венец с иконы Богоматери. Серебро, скань, эмаль. 17 в.

Поэтому оклады и иконные киоты, пелены и убрусы, другие части убора – различного рода иконный приклад (драгоценные ковчеги, расшитые жемчугом пелены, накладные и подвесные украшения из золота и серебра), - казалось бы, скрывавшие образ, по замыслу их создателей, настойчиво указывали на то, что это источник божественной благодати, служили «чувственной святыней, которая есть изображение святынь мысленных и путь, ведущий к ним». Симеон Солунский (XV в.) прямо говорит о том, что роскошные украшения в храме являются «образом величия, славы и красоты Бога».

Оклад иконы Богоматери 1769. Венец 1700

Золото и серебро на иконах были образом божественных энергий, пронизывающих обоженную плоть святых и вотивным приношением иконам, залогом их посмертного заступничества донаторам. По словам известного учёного А.Н. Грабара, не живопись сводов и стен, а драгоценные образы алтарной преграды или выставленные для поклонения в отдельных киотах предалтарные украшенные иконы «давали молящимся чувственную возможность соприкосновения с милостью Божией». Недаром на Руси существовала издревле традиция приносить в монастыри на гробах усопших иконы в золотых и серебряных окладах, которые навечно оставались в монастырских храмах.

Распятие и Страсти Христовы. 1758 г.

К иконной доске специальным образом подвешивались молитвенные подношения иконе («приклад», «круты»): украшения (женская «кузнь»), наперсные кресты (в том числе мощевики), иконки, панагии, мониста, цепи, пуговицы, серебряные и золотые монеты и вотивные подвески, а также шитые пелены и покровы. Их количество на одном образе, особенно чудотворном, в XVIXVII вв. исчислялось сотнями.

Спас Вседержитель. 18 в.

Выработанная в конце XIV-первой половине XV в. структура убора иконы в основных чертах продолжала свое существование вплоть до петровской эпохи. И последующие периоды в развитии русского искусства – барокко, рококо и классицизм XVIII в., ампир XIX в. и неорусский стиль начало XX в. – дали свои интересные решения драгоценных окладов икон.