Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

"Псковская земля глазами художников"

14.08.2010

18 августа в 16 часов в выставочном зале Псковского музея-заповедника откроется выставка «Псковская земля глазами художников»

Наиболее обширный раздел «псковианы», хранящейся в фондах Псковского музея-заповедника составляет живопись и графика художников 20 века.

Самые ранние из вошедших в выставку работ - небольшие пейзажные эскизы, сделанные в далеких 1910-х годах в окрестностях Пскова В.К. Турбасовым (1895-1986) – «Погост Любятово», 1914, «Зима. Старая деревня» и др. В те годы молодой пскович учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге у А.А.Рылова и даже в дни каникул, которые проводил в Пскове, не расставался с кистью и красками.

В.К. Турбасов/ «Погост Любятово», 1914 г.

На выставке представлены также работы времен Великой Отечественной войны. Пять графических листов ленинградца А.И. Харшака (1908 – 1989), сделанные карандашом и углем на пожелтевших, случайных листах бумаги, обладают драгоценным качеством подлинности, когда личность художника , его индивидуальный стиль и даже степень мастерства отступают на второй план («Поганкины палаты», 1944 г., «Елизарово», 1944 г. и др.)

А.И. Харшак («Поганкины палаты», 1944 г.,

Уже сама по себе фиксация происходившего непосредственным очевидцем и участником событий производит достаточно сильное впечатление. А на обороте датированного тем же 1944 годом листа «Белая церковь» сохранилась красноречивая надпись : « Большакова Ольга. 60 лет. Троицкую церковь, имущество, платья, хлеб и все сожгли ... Бондарев 52 л., предс. колхоза Бельское...25 мин подложили...»

Иным предстает Псков , запечатленный двумя годами раньше на акварельных рисунках С.Н.Антоновым (1884 – 1956).

Выпускник архитектурных факультетов Рижского политехнического института и Петербургской Академии художеств, начало своей творческой деятельности ( с 1914 г.) он связал с преподаванием в Псковской художественно-промышленной школе им. Н.Ф.Фан-дер-Флита . По возвращении в начале 1920-х годов в Ригу , где успешно реализовались его способности архитектора, художника и педагога, он продолжал приезжать на Псковскую землю, с которой в значительной степени были связаны его художественные интересы. В частности целый ряд акварельных рисунков небольшого формата, сделанных согласно пометкам автора летом и осенью 1942 года, отличает особый артистизм и утонченная красота цвета .Причем во всех работах ( за исключением одной – «Псков. Развалины домов»), отсутствуют какие-либо следы войны. Художник варьирует излюбленные мотивы: псковские храмы, берега реки Великой, оживленные живописными фигурками горожан...Театрализованный характер представленных работ в сопоставлении их с более ранними альбомными набросками Антонова (хранящимися в древлехранилище Псковского музея) приводят к мысли, что первые являются в значительной степени переработкой вторых – что может стать объяснением безмятежного характера этих изысканных архитектурных миниатюр. Памятники зодчества древнего Пскова волею художника, знатока и тонкого ценителя архитектуры, остаются вечными, неподвластными реалиям военного времени и разрушению.

С.Н.Антонов «Псков. Развалины домов»),

В послевоенные годы и позднее Псков неизменно привлекает внимание художников, о чем свидетельствует целый ряд превосходных живописных работ мастеров второй половины 20 века, представленных на выставке - М.П Кончаловского (1906 – 2000), Э.Я.Выржиковского (р.1928), И.И.Годлевского (1908 – 1998 ),Е.Е.Моисеенко (1916 – 1988), Н.И.Кормашова (р.1929 ), П.Т. Фомина (1919 – 1996 ), М.Г.Чичериной (р.1931), Н.П.Фомина (р.1949). Аура псковской земли, ее лик, сохраненный в «морщинах» природного рельефа и памятниках древней архитектуры продолжают давать бесконечное количество творческих импульсов художникам разных поколений.

Кончаловкий В.П. "Псков. Довмонтов город" 1963