Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Выставка «Святая Русь: с древнейших времен до эпохи Петра»

21.04.2011

Под патронажем президентов России и Франции с 5 по 24 мая 2010 года в Лувре прошла выставка «Святая Русь: с древнейших времен до эпохи Петра». Она была благословлена патриархом Алексием II.

На выставке «Святая Русь: с древнейших времен до эпохи Петра» Псковский музей представил из своего собрания 2 иконы: «Великая Панагия» («Мирожская Богоматерь») XVI века и «Избранные святые» XV века, а также предметы археологии из скандинавского погребения второй половины X века («Варяжская гостья»).

Руководство нашей страны приняло решение повторить выставку в России в 2011 году: в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва) с 24 мая по 17 августа 2011 г. и Государственном Русском музее (г. Санкт-Петербург) с 1 октября 2011 г. до 15 января 2012 г.

Заведующая реставрационным отделом Псковского музея-заповедника Наталья Михайловна Ткачева, рассказала об истории реставрации иконы «Великая Панагия» («Мирожская Богоматерь»).

В 1930-1950-е годы икону раскрыл знаменитый русский советский реставратор Федор Антонович Каликин, почти всю свою долгую жизнь проработавший в Государственном Эрмитаже. Нашу икону он реставрировал в стенах Псковского музея, работая по договору.

Несколько десятилетий икона демонстрируется в экспозиции «Живопись Древнего Пскова». Периодически она попадала в реставрационную мастерскую, а в прошлом году была проведена серьезная подготовка к экспонированию иконы на выставке в залах Лувра. Художник-реставратор Михаил Иванович Владыкин выполнил большой объем работы, в том числе тонировки, благодаря чему изображение приобрело цельность.

Как отметила Наталья Михайловна, не все, что хотелось, удалось выполнить в прошлом году. Время не позволило. И прошедшая зима в Пскове выдалась морозной, значительное понижение влажности сказалась на состоянии памятника. Кроме того, в 1950-е годы реставрация икон допускала использование воска. Воск мешал в полном объеме выполнить необходимые укрепления.

В ходе подготовки к выставке этого года Н.М. Ткачева удалила воск, выполнила укрепление отслоений, восполнила легкие утраты грунта, их тонировку и покрыла икону лаком.

На данный момент икона подготовлена к очередной выставке.