Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

К 90-летию со дня рождения Б.С. Скобельцына

03.05.2011

30 апреля 2011 года в в Приказной палате Псковского кремля открылась выставка «Довмонтов город (1959 - 1982 гг.). Из Археологической фотолетописи Б.С. Скобельцина», посвящённая 90-летию Бориса Степановича Скобельцына, известного архитектора-реставратора, исследователя древнерусской архитектуры, талантливого фотографа.

Идея выставки возникла в 2010 г. при ознакомлении с археологической частью фотоархива Б.С. Скобельцына. Выяснилось, что в составе архива имеется более 1000 негативов археологической тематики, систематизированных и аннотированных (с указанием места, полной даты и объекта съемок) самим автором. Среди них — многочисленные кадры, отражающие ход раскопок в Пскове, Изборске, на территории музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», в церкви Николы в Устье. В археологический отдел своего архива Б.С. Скобельцын включил и негативы с сюжетами археологических экскурсий, портреты известных археологов и участников археологических экспедиций. Стало очевидно, что большая часть просмотренного материала, за малым исключением, никогда не публиковалась и не выставлялась. Это обстоятельство стало побудительной причиной познакомить псковичей с археологической тематикой в творчестве известного фотохудожника. Объем этого материала был велик для одной выставки; в результате выбор был сделан в пользу экспонирования той части собрания, которая отражала раскопки в Довмонтовом городе.

Археологические работы, начатые на этой территории экспедицией Государственного Эрмитажа в 1956 г., особенно привлекали Бориса Степановича как архитектора-реставратора. Его высокая фигура с фотоаппаратом на груди была привычной на раскопах Довмонтова города. Он фотографировал раскопки и открываемые объекты на этом участке средневекового Пскова с 1959 по 1982 гг., в течение 24 лет, и его фотографии отразили изменения облика Довмонтова города, стали его археологической фотолетописью. Отметим так же, что начальные и завершающие сезоны раскопок экспедиции Государственного Эрмитажа не нашли отражения в фотоархиве Б.С. Скобельцына. Автор фотографий не ставил задачей исчерпывающую фотофиксацию археологических объектов (это было задачей руководителей раскопок), и фотографическое сопровождение научных отчетов остается несомненно одним из главных источников сведений о результатах раскопок.

Сказанное ни в коей мере не преуменьшает значение труда Б.С. Скобельцына. Подробно документированные и профессионально выполненные фотографии Б.С. Скобельцына являются важным дополнительным и высокохудожественным источником по истории археологического изучения Довмонтова города и памятников архитектуры, открытых археологами. Одновременно их отличает то, что совершенно необязательно для археологической документации, но интересно любознательному и неравнодушному наблюдателю: люди в раскопе (участники процесса) и люди у раскопа (наблюдатели). Он искал такие позиции при съемке, которые позволяли увидеть памятник полнее, и, как объяснение происхождения кадра, иногда записывал в аннотации: «с лестницы», «с вышки», «со столба», «с западной стены Довмонтова города», «со Смердьей башни», «с Власьевской башни», «через бойницу», «с крыши дома», «с южной стены Кремля». Он запечатлел в фотографиях первые результаты консервации открытых храмов. Благодаря искусству Б.С. Скобельцына мы имеем возможность возвратиться на десятилетия назад и вспомнить или узнать впервые о том, «как это было» - археологическое открытие Довмонтова города.

На выставке представлено 105 фотографии – меньшая часть того, что в фотоархиве Б.С. Скобельцына относится к Довмонтову городу. Выставка имеет три главные составные части.

Введение знакомит с биографией Б.С. Скобельцына, возникновением идеи выставки и краткими сведениями о результатах раскопок Довмонтова города. Содержанием второй части является отражение хода раскопок, фотографии руководителей, участников и частей раскопов, археологических экскурсий, представлено начало музеефикации памятников. Третья часть выставки содержит фотографии памятников архитектуры в процессе раскрытия и консервации (остатки гражданских построек, крепостных сооружений, церквей).

Как правило каждый планшет (стенд) посвящен одной тематике и включает 1-5 фотографий и пояснительный текст, где называется номер фотографии и наименование сюжета (по аннотации Б.С. Скобельцына), а также краткий комментарий авторов выставки (преимущественно на основании трудов руководителей экспедиции Государственного Эрмитажа). Нумерация памятников архитектуры в комментариях соответствует их номерам на плане Довмонтова города, представленном в вводной части выставки. Тексты, относящиеся к фотографиям памятников, вошедшим в часть третью выставки, сопровождаются графическими иллюстрациями (планами памятников, выкопировками из плана Довмонтова города).