«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

В малом выставочном зале открылась выставка «Северная Фиваида. Похвала преподобному Сергию»

05.09.2016

2 сентября 2016 года в малом выставочном зале Картинной галереи Псковского музея-заповедника открылась выставка деревянных скульптур заслуженного художника России Бориса Михайловича Сергеева «Северная Фиваида. Похвала преподобному Сергию»

Автора выставки всем собравшимся представила заведующая художественным отделом Ольга Анатольевна Алексеева.

Давний друг Бориса Сергеева - заведующая реставрационной мастерской Псковского музея-заповедника Наталья Михайловна Ткачёва - назвала автора ярчайшим представителем возрождающегося светского духовного искусства и поздравила псковичей с возможностью увидеть его произведения, чтобы получить «очень нужные эмоции».

Выступая перед собравшимися, ещё один друг художника писатель Валентин Яковлевич Курбатов процитировал своё же эссе двухлетней давности, где утверждал, что это не столько выставка, сколько лития, как будто бы во время всенощной священник вышел в притвор и начал вспоминать Сергия Радонежского, а вместе с ним выкликать весь сонм русских святых, которые тут же становятся бок о бок с молящимися.

Борис Сергеев рассказал псковичам, что на создание этой выставки его вдохновил «Троицкий патерик», «который можно читать взахлёб», и что золотые чешуйки на скульптурах означают отблески горнего света (приём под названием «ассистка» позаимствован скульптором у иконописцев, которые вот так же иногда дополняют живопись бликами из сусального золота).

Интересно, что эти скульптуры рождены на псковской земле - в деревне Авдоши, неподалёку от Михайловского. Материалом для них послужила псковская осина и засохшая липа, которую Борису Сергееву привезли с могилы русского философа Константина Леонтьева в Черниговском скиту.

По словам мастера, когда работаешь с деревом, важно наладить «диалог»: иначе материал можно испортить «или, наоборот, дерево на тебя сверху сядет – и получатся корешки из леса».

Борис Сергеев также объяснил, что никогда не портит природную структуру дерева, чтобы добиться мнимой красивости.

«Иногда скульпторы столько всего наворачивают в изображении святых – и ризы-то у них гладкие, и украшений понавешано. А образа нет. Лицо как у манекена – вот где беда. Так что скульптура на церковную тематику – это очень тонкое остриё: можно скатиться либо в пошлость, либо в глупость».

«Есть что-то такое первоначально правильное и праведное» в деревянных скульптурах Бориса Сергеева, - утверждает Валентин Яковлевич Курбатов. – Стамеска да топор – больше ничего и не надо. Чурка с глазами получается, иногда тронутая лепестком золота». А потом «входишь в этом пространство» и начинаешь понимать, что все мы «дети этого деревянного человечества», что нам «есть на кого опереться».

«Вот для чего существует русский художник – он существует для высочайшего человеческого служения, способствуя духовному устроению нашего с вами сердца, нашему с вами спасению», - подытожил Валентин Курбатов.

Приглашаем Вас посетить выставку Бориса Михайловича Сергеева «Северная Фиваида. Похвала преподобному Сергию» в малом выставочном зале Псковского музея-заповедника с 6 сентября по 2 октября 2016 года.