«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

«Северная Фиваида. Похвала Преподобному Сергию»

30.08.2016

2 сентября 2016 года в 16.00 в Малом выставочном зале Псковского музея-заповедника (ул. Некрасова, 7) открывается выставка произведений известного петербургского скульптора, заслуженного художника России Бориса Сергеева «Северная Фиваида. Похвала преподобному Сергию».

На выставке будет представлен цикл из 36 деревянных скульптур, посвященный Святому Преподобному Сергию Радонежскому, его ученикам и сподвижникам, среди которых преподобные Андрей Рублев, Кирилл и Ферапонт Белозерские, Савва Сторожевский и многие другие святые подвижники.

Борис Сергеев - автор многих скульптурных произведений, выполненных из бронзы и камня, но его излюбленный материал - дерево. Отдельные произведения и циклы скульптур, посвящённые христианской тематике или представляющие образы подвижников Православия, исполнены в технике резьбы по дереву.

Зачастую автор искусно вводит в свои произведения элементы полихромии, где-то чуть тронув дерево золотом, где-то - используя лёгкий обжиг.

Глубокое внутреннее, духовное содержание, присущее скульптурному циклу Бориса Сергеева, нашло своё отражение в эссе Валентина Курбатова, написанном в 2014 г.: «Это не выставка. Это - Лития, которую церковный словарь определяет как «усердное моление, совершаемое в притворе храма или даже на площадях, чтобы могли принять участие все православные» и укрепиться «предстательством небесных Сил Бесплотных, святых славных добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших...» И тут только иди от фигуры к фигуре, и они будут сходиться в твоей душе и русской церковной истории - Сергий Радонежский и Стефан Пермский, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, Сергий и Герман Валаамские, и Пересвет и Ослябя, преподобный Андрей Рублев и преподобный Савва Сторожевский, такие разные и такие единые хранители непостижимых для сегодняшнего ума обетов нестяжания, целомудрия и послушания....Дети Сергиевой Лавры, как круги по воде, ширясь, пошли они по Руси обитель за обителью, стягивая молодое русское государство железной духовной сетью. Они вставали друг от друга на расстоянии молитвы и подвига, поднимаясь на север и спускаясь на юг по рекам Волге и Оке, Сухоне и Унже, Мологе и Ветлуге, вставали по берегам Кубенского, Плещеева, Белого озера, и с ними текли реки воды живой и святой веры, выковывая русскую душу и волю, осваивая, преображая и вочеловечивая вчера еще первобытную землю. Они были строители и молитвенники вместе, и нам уже, положа руку на сердце, и не постичь крепости их духа, потому что мы (и в нынешних монастырях) - дети ослабленного прогрессом века. Но затем мы и приходим к ним, чтобы подкрепиться их силой и устоять перед торжествующим злом века сего...»

Сергий Радонежский - «игумен Радонежский», «игумен земли Русской», «всея России Чудотворец» - духовный собиратель русского народа, с которым связан культурный идеал Святой Руси. С XV века почитается Русской Православной церковью святым в лике преподобных и считается величайшим подвижником земли русской.

Преподобный Сергий - основоположник русского старчества и возобновитель монашеского общежития, которое идёт от Антония и Феодосия Печерских, основатель Свято-Троицкого монастыря под Москвой (Троице-Сергиева лавра) и ещё нескольких обителей, в которые поставил настоятелями своих учеников. Ученики и духовные чада преподобного Сергия основали около сорока монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели ещё примерно пятидесяти монастырей.

Сергий Радонежский - учитель и вдохновитель нескольких поколений святых подвижников, основателей и насельников многочисленных обителей Северной Фиваиды.

Северная Фиваида - так поэтически назвал территории северных русских земель, окружающих Вологду и Белозерск, сравнивая их с древнеегипетской областью Фиваидой, известным местом поселения раннехристианских монахов-отшельников, православный писатель Андрей Николаевич Муравьёв. В 1855 году в своей книге «Русская Фиваида на Севере», посвящённой размышлениям о паломничестве по Вологодским и Белозерским святым местам, описал их так: «На пространстве более 500 вёрст, от Лавры до Белоозера и далее, это была как бы одна сплошная область иноческая, усеянная скитами и пустынями отшельников... Преподобный Сергий стоит во главе всех, на южном краю сей чудной области и посылает внутрь её своих учеников и собеседников, а преподобный Кирилл, на другом её краю, приемлет новых пришельцев и расселяет обители окрест себя, закидывая свои пустынные мрежи даже до Белого моря и на острова Соловецкие».

«Русской Фиваидой» именуются Олонецкие, Белозерские и Вологодские земли в Каноне «Всем святым, в земли Российстей просиявшим»: «Ликуй, Фиваидо Русская, красуйтеся, пустыни и дебри Олонецкия, Белоезерския и Вологодския, возрастившия святое и славное отец множество, чудным житием всех наставляющее миру не прилеплятися, крест свой на рамена взяти и во след Христу шествовати».

Выставка Бориса Сергеева «Северная Фиваида», сформированная в год 700-летия Сергия Радонежского, в 2014 году экспонировалась в выставочном зале Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, позже в Великом Новгороде, а в этом году в Твери, откуда и прибыла в Псков, где её работа продлится до 2 октября 2016 года.

Ткачева Н.М., заведующая отделом реставрации фондов Псковского музея-заповедника