Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Открытие выставки В.Н. Куликова

13.03.2013

12 марта 2013 года в выставочном зале Псковского музея-заповедника состоялось открытие выставки «Город пышный, город бедный» художника Валерия Николаевича Куликова.

Валерий Николаевич Куликов родиля в 1937 году в г. Опочка Псковской области. На выставке представлено 77 графических работ, из числа произведений, подаренных автором Псковскому музею.

Открывая выставку, заместитель директора по научной работе Сарченков Сергей Константинович рассказал о том, что выставка, запланированная еще несколько лет назад, была подготовлена совместными усилиями двух отделов музея - художественного и отдела дизайна выставок.

Директор Псковского музея Юрий Николаевич Киселев отметил интересную тенденцию: "В последнее время наш музей просто «пробило» на совершенно оригинальное авангардное искусство нашей современности. Это и приобретение графики Э. Билютина и его живописных полотен, это и подарок Куликова. Продвижение современного искусства я считаю одной из приоритетных задач нашего музея сейчас". Псковский музей-заповедник является одним из самых крупных держателей уникальной темперной живописи (иконы псковской школы иконописи), замечательной коллекции живописных полотен, представленных в Картинной галерее. "Но сегодня, – подчеркнул Юрий Николаевич, - мы выходим на совсем иной, интереснейший уровень музейного собирательства – это современная модернистская живопись".

Большое участие в организации выставки принял давний друг В. Куликова, художник Николай Москалев, который поддержал несколько лет назад идею Куликова подарить свои работы Псковскому музею. Николай Москалев рассказал о долгом и непростом пути становления художника, который начинал, как и многие, на Невском проспекте в качестве уличного портретиста, зарабатывая себе на хлеб и краски, а затем отошел от жанра портрета и начал искать себя, свой творческий путь.

Куратор выставки, Наталья Ивановна Салтан рассказала о работах, представленных в выставочном зале. «Их условно можно разделить на три группы. Первая – самая многочисленная, это рисунки, сделанные на улице, на Невском проспекте, «изнутри» ночной жизни Петербурга, на которых запечатлены студенты, уличные музыканты, прохожие. Рисунки сделаны очень бегло, очень быстро, не акцентируется какой-то прием, нет желания показать свои достоинства и линия просто является продолжением взгляда художника». Наталья Ивановна отметила, что при просмотре графики Куликова возникают богатые музыкальные ассоциации – «как будто слышишь звуки, какой-то скрежет или звучание контрабаса и гитары».

Вторая группа работ – не сугубо реалистичные, а рисунки, в которых художник перерабатывает натуру. Ведущие темы - художник и модель, серия «Летний сад». Летний сад со своими ночными обитателями (скульптурами), которые «оживают» по ночам и живут своей жизнью, становится в творчестве художника метафорой Петербурга, одного из самых мистических городов на земле. «Петербург всегда притягивал художников, поэтов, и среди них свое место занимает Куликов из Опочки, что очень приятно», - заметила Наталья Ивановна.

Третья – самая немногочисленная группа работ – это «концептуальные» вещи, где художник позволяет зрителю прикоснуться к самым трепетным своим переживаниям и чувствам – даже названия самих листов о многом говорят – «Образ», «Преодоление», «Уход».

«В результате из всего этого рождается срез: образ Петербурга, образ петербургской жизни 90-х гг., и наконец, – образ самого художника, самого автора-человека совершенно замечательного по своей доброте, по своему бессеребреничеству, по нежеланию блистать, кого-то покорять своими умениями. Это действительно, я бы сказала, «рыцарь искусства», - заключила Наталья Ивановна.