Исторический праздник «Воевода Шуйский»
«Потягнем за Отечество!»
Археология
Драгоценные металлы и камни
Иконы
Живопись
Более 100 лет картинной галерее

Новые поступления в картинную галерею Псковского музея

04.04.2013

Картинная галерея Псковского музея-заповедника представляет русское изобразительное искусство XVIII - начала XXI вв. наиболее важными с точки зрения исторической правды и художественной ценности произведениями из своей коллекции.

Экспозиция, занимающая залы двух этажей, сохраняя свой историко-хронологический стержень, обладает отчасти подвижным характером и время от времени претерпевает изменения.


Так раздел искусства XX века (первый этаж) недавно пополнился новыми поступлениями. Некоторые из них взяты из фондов, поскольку появилась возможность экспонировать работы небольшого формата в витринах; другие являются дарами, полученными музеем в минувшем году от художников и наследников.


Первое из поступлений обращает зрителей к творчеству А.И. Вахрамеева (1874-1926 гг.), художника, чей талант раскрылся во всей полноте в первые годы советской власти. Созданная им серия живописных и графических произведений «Типы и сцены» (1917-22 гг.) запечатлела жизнь улиц революционного Петрограда. Посетители картинной галереи могут теперь увидеть самую раннюю из работ этой серии – «Жгут орлов» (1917 г.), являющуюся живописным этюдом к картине того же названия из Государственного Русского музея. Сюжетом обеих работ стали события Февральской революции, когда у Аничкова дворца в Петрограде сжигали царские портреты, манифесты и гербы. Небольшой по размеру эскиз насыщен энергией цвета. Огонь и дым в центре композиции почти растворяет очертания сгрудившихся вокруг фигур. Впечатление темной, недоброй силы, надвигающейся из глубины пространства, усиливают гротескные маски мелькающих лиц...


Второе поступление касается творчества К.И. Рождественского (1906-1997 гг.), известнейшего дизайнера, оформлявшего советские павильоны на международных выставках за рубежом (Париж, Нью-Йорк, и др.). Другая сторона его творчества – живопись, которой он посвятил свои молодые годы, долгое время лежала «под сукном» и приобрела известность лишь в 1990-е гг. Именно тогда Псковский музей приобрел у автора и включил в экспозицию Картинной галереи несколько живописных работ 1930-х гг., отразивших интерес автора к различным стилистическим системам. Сегодня эти работы дополнила еще одна - «У реки» (1933-34 гг.) - авторская интерпретация наиболее «левого» художественного направления - супрематизма. Родоначальником этой революционной системы был знаменитый К.С. Малевич, у которого в 1923-28 гг. К.И. Рождественский учился в Государственном Институте художественной культуры (Петроград).

К.И. Рождественский "У реки".


Эта маленькая, но важная для музейной экспозиции работа является попыткой вслед за своим наставником приблизиться к пониманию первооснов существования. Несмотря на аскетизм использованных средств выразительности и витринный формат работы, две застывшие женские фигуры на зелено-синей полосе берега кажутся монументальными, а высокое, кажущееся золотым, небо над ними дает ощущение вечности. Связь супрематизма с древнерусской традицией ощутима здесь не только в плоскостности предельно обобщенных фигур и условной передаче земли, неба и воды, но даже в том, что работа написана на доске.


Третье поступление из фондов, также занявшее место в отдельной витрине - работа «В коридорах Смольного» (1938 г.) известнейшего советского художника А.И. Самохвалова (1894-1971 гг.), чье творчество ярко отразило противоречия эпохи, названной им «временем беспокойного солнца». Преследуемый упреками в формализме, он вынужден был выполнять госзаказы на выполнение картин, утверждавших роль советских вождей. Одной из таких работ явилось одноименное полотно, хранящееся ныне в фондах Волгоградского художественного музея. Несмотря на живописное мастерство автора, эта огромных размеров картина в конечном итоге реализовалось в заурядное произведение в духе соцреализма. Маленький эскиз из псковского собрания лишь в самом общем виде, без конкретизации персонажей, намечает первичную идею будущей композиции. Однако в нем проявился живописный артистизм большого мастера, он динамичен и проникнут духом революционной романтики.

А. Архипов "А. Блок".


Среди даров Псковскому музею от Санкт-Петербургского Союза художников, последовавших за недавно прошедшей выставкой «Петербургские встречи», оказались две замечательные современные скульптуры, также органично вошедшие в экспозицию картинной галереи. Автором первой из них, «А. Блок» (2009 г.), является выпускник ЛВХПУ им. В.И. Мухиной Алексей Архипов (р. 1955 г.), чьи работы уже вошли в состав крупнейших собраний, в числе которых Эрмитаж и Государственный Русский музей. В создании образа поэта Серебряного века принцип классической статики удачно дополнен легкой импрессионистической лепкой поверхности формы. Бронзовая фигура поэта, изображенного в три четверти роста, гордого и одинокого, хрупкого и величественного одновременно, является несомненной творческой удачей этого автора.

В.В. Сиренко "Видящие могут сказать".


Другая скульптурная работа, «Видящие могут сказать» (2010 г.), обозначенная петербуржцем Виктором Сиренко (р. 1954 г.) как арт-объект, решена в духе современного авангарда. Используя неожиданные в своем сочетании материалы (камень, отрезок железной трубы и пучок проволоки), предельно лаконичными средствами он создает трагический образ. Вслед за своим старшим предшественником, замечательным скульптором-авангардистом Вадимом Сидуром (1924-1986 гг.), он считает необходимым средствами искусства обличать насилие как главное зло на земле.

Л. Кузнецова "Мечты о лете".


Раздел живописи конца XX века пополнился двумя холстами Ларисы Кузнецовой (1950-2009 гг.). Живописная поверхность картин «Мечты о лете» (1995 г.) и «Мальчик и девочка» (1997 г.) - сложная в пространственном отношении и завораживающая красотой колорита - пропитана по-своему переработанными импульсами, идущими от любимых автором живописцев прошлого. В данном случае это символисты начала XX века и Марк Шагал. В результате на холсте создано некое особое пространство на грани реального и воображаемого миров. Благодаря этой условности зрители могут по-разному толковать смысл ее картин.

Л. Кузнецова "Мальчик и девочка".


Вот, например, как пишет о работе «Мальчик и девочка» автор книги о творчестве Л.А. Кузнецовой искусствовед Л. Скобкина (Санкт-Петербург): «Тема нежности, влюбленности здесь решается не просто возвышенно, но – символично. Ситуация поднимается над бытом и обретает характер «формулы нежности»: передаче чувства подчинен и пластический строй с вязким сомнамбулическим движением, и цветовой характер образов, и фактура поверхности холста с ее мерцающей пульсацией».


Обе дополнившие экспозицию работы являются частью дара, принесенного в конце минувшего года Псковской картинной галерее мужем художницы, архитектором Алексеем Кузнецовым (Санкт-Петербург).

Н.И. Салтан